> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Очерк мистического богословия Восточной Церкви - Православная ...

  069   070   071   072   073   074   075   076   077   078  079   080   081   082   083   084   085   086   087   088   089
В начало текстаВ конец текста
Мистика подражания Христу, которую мы наблюдаем на Западе, чужда духовной жизни Восточной Церкви, обычно определяющей Себя как жизнь во Христе. Эта жизнь в единстве Тела Христова сообщает человеческим личностям необходимые условия для стяжания благодати Святого Духа, то есть для их участия в самой жизни Пресвятой Троицы, участия в высочайшем совершенстве, которое есть любовь.

Любовь неотделима от познания, от гносиса. Она - признак личностного сознания, без которого путь к единению- был бы слепым и бесцельным, был бы, по выражению святого Макария Египетского, " призрачным подвижничеством " (askhsiV jainomenh) [53]. Аскетическая жизнь " вне познания " (ouk en th gnwsei) не имеет никакой цены[54], как говорит святой авва Дорофей. Только всегда сознательная духовная жизнь - en gnwsei, жизнь в непрестанном общении с Богом, может преобразить нашу природу, соделывая ее подобной природе Божественной, приобщая ее нетварному свету благодати, по образу человечества Христа, Который явился ученикам на Фаворе облеченным нетварной славой. " Гносис " , личное сознание, растет в той мере, в какой наша природа изменяется, входя в более тесное единство с обожающий благодатью. В совершенной личности больше не остается места для " бессознательного " , инстинктивного, непроизвольного; все пронизано Божественным светом, усвоенным человеческой личностью, ставшим ее собственным качеством по дару Святаго Духа. Ибо " праведники воссияют, как солнце " , в Царствии Божием ( Мф. 13, 43 ) .

Все условия, необходимые для достижения этой конечной цели, даны христианам в Церкви. Но соединение с Богом не есть плод какого-нибудь органического и бессознательного процесса; оно совершается в человеческих личностях Духом Святым и нашей свободой.

Когда спросили преподобного Серафима Саровского, нет ли у современных христиан какого-нибудь недостатка, препятствующего им приносить те же плоды святости, какие изобиловали раньше, преподобный ответил, что им недостает только одного - собственной решимости. [1] О цели христианской жизни. Беседа проп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым, с. 5. [2] PG, t. 46, col. 289 С. [3] Впрочем, на Западе его также долго почитали как святого; на него ссылается папа св. Григорий Великий; папа Урбан V еще в XIV веке называет его в одной из своих булл «святым Иоанном Кассианом». [4] PG, t. 34, col. 757 A, [5] Епископ Феофан. Письма о духовной жизни. Изд. Афонского Паптелеимонова монастыря, с. 19, 65, 67, 83. [6] PG, t. 34, col. 528 D-529 A. [7] Wensinsk, указ. соч., с. 13. Сирийский текст сочинений св. Исаака впервые был опубликован P. Bedjan, Маг Isaacus Ninevita. De perfectione religiosa (Paris, 3009) ; греческий текст (перевод IX века, единственно известный до издания Bedjana) издан N. Theotoki (Leipzig, 1770) . [8] PG, t. 88, col. 634 С. [9] Там же, col. 644 A. [10] PG, t. 34, col. 597 В. [11] Там же, col. 776 D. [12] Там же, col. 589 В. [13] Творения преп. Исаака Сириянина, изд. 3-е, 1911 с. 204, 331. [14] Не стоит здесь говорить о том, что этот термин, обозначающий то познание, которое человеческая личность стяжает Духом Святым, не имеет ничего общего со спекулятивным мышлением гностиков. [15] PG, t. 90, col. 1341-1344. [16] Ed. Theotoki, XVII, p. 87-88. [17] PG, t. 40, col. 124. 4 AB; ср. там же, col. 1221. [18] Wensinck, цит. соч., p. 310. [19] Ed. Theoloki, LV, p. 325. [20] PG, t. 88, col. 804 AB. [21] О даре слез смотри статью Lot-Borodina. Le mystero du don lo laimes dans lOrient chreticii. Vie spiriluellle, XLVIII, n. 3 (1 sept. 1936) , Etudes et documents, p. 65-110. [22] PG, t. 88, col. 816. [23] PG, t. 94, col. 976 A. [24] Wensinck, цит. соч., p. 338. [25] Там же, p. 320; ср. р. 211. [26] Св. Макарий Египетский. Духовные беседы: PG, t. 34, col. 741 и cл. [27] PG, t. 79, col. 1169 АВ [Русск. пер. ; Добротолюбие, т. 2, изд. 3, М., 1913, с. 208. ] [28] Wensinck, цит. соч., р. 294-295. [29] PG, t. 160, col. 1117 В. [30] Св. Григорий Нисский, De instiluto christiano; PG, t. 46 col. 301 D. [31] Ed Theotoki, XXXV, p. 229; LXIX, p. 402. [32] Wensinck, p. 113. [33] Св. Исаак Сирин, ed. Theoloki, XXXII, p. 206-207. [34] Ed. Theotoki, LXXXV, p. 511. [35] Ed. Theotoki, XXXII, p. 202. [36] Там же. [37] Слово 45, 10. [38] PG, t. 88, col. 1096-1117, 1129-1160. Обе аскетические сотницы св. Психия Синайского опубликованы Минем, PG, t. 93, col. 1479-1544, среди творений Исихия Иерусалимского. [39] См. статью G. Wunderle. La technique psychologiquc de lHesychasme bizantin.
  069   070   071   072   073   074   075   076   077   078  079   080   081   082   083   084   085   086   087   088   089
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

нетварных энергий | церковь преображения господня введено-оятском монастыре | церковь преображения господня введенском-борисовке | церковь преображения господня введенском | церковь введения пресвятой богородицы храм троица-мироханово |
Постоянная ссылка: Очерк мистического богословия Восточной Церкви - Православная электронная библиотека читать скачать бесплатно
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера