Источник текста

Паломничество в Казанскую Алексиево-Сергиевскую пустынь – Азбука паломника


Идёт загрузка карты… u2014 2, 5 u2014 2, 5 Алексиево-Сергиевская пустынь, Наземный храм Дата основания: 1901 год Статус: действующий Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь находится на юго-востоке Пензенской области, в Сазанье — небольшом посёлке, расположенном в 2, 5 км от города Сердобска. Там она находилась и более ста лет назад.

История этой пустыни похожа на жизнь человека, который был юным, набирался опыта, а его изрубили. Долгое время потребовалось на восстановление. И вот стал он молодым человеком, который развивался, креп, рос и мог вполне думать о хорошем безпечальном будущем, но был поруган, уничтожен, заброшен и забыт... Однако забыт не всеми и не навсегда. Жизнь неизменно берёт верх. Взяла она верх и на этот раз. Содержание

В 1901 году в 6-ти верстах от Сердобска у речной излучины возник мужской монастырь. Его началом послужила келья в пещере, вырытая 70-летним старцем Силой Жулиным. Он был местным крестьянином. В видении отцу Силе Жулину явилась Матерь Божия, которая благословила его пойти в Сазанские леса, найти пещеры, поселиться в них, а также она сказала: «Спасёшься сам и спасутся рядом с тобою». Так он и сделал. В 1913 году Сила стал монахом (Серафимом) и, по благословению Саратовского епископа Гермогена, всю жизнь рыл под землёй пещеры, где были устроены храм, кельи для затворников и ниши для погребения умерших монахов… Основателем же монастыря считается сердобский мещанин Андрей Николаевич Грузинцев (1839 – 1935) . Он основал пустынь, попросив Сердобскую Думу «уступить ему, для молитвы и подвигов в лесном овраге на грани городских урочищ со владениями князя Куракина, место». С тех пор Грузинцева называли старцем Андреем, хотя монашеского пострига он не принимал. (Однако существует и иная версия: владыка Гермоген рукоположил старца в сан священника и постриг его.) Активное развитие монастыря В 1905 году старец Андрей и его сподвижники получили поддержку епархиального начальства, преосвященного Гермогена, приехавшего в Сердобск для освящения собора Архангела Михаила и пожелавшего увидеть строящуюся за городом часовню (в память рождения наследника цесаревича Алексея Николаевича. Разрешение на её строительство в 1904 г. получил некий землемер Гавриил Григорьевич Крапивин) . Владыка осмотрел часовню внутри и снаружи, а после посетил хижину, где испил со старцами чаю, подробно расспросил подвижников об их жизни, занятиях, благословил и тогда же высказал пожелание организовать на том месте полноценный монастырь, где и у него самого была бы келья для отдыха.

С той поры пустынь активно благоустраивалась. Горячее участие в этом деле принял протоиерей о. Александр Капитонович Образцов (старейший клирик Саратовской епархии, в течение 11 лет был благочинным церквей Сердобского уезда) . Совсем скоро в обители стало уже три храма.

4 декабря 1905 года был освящён деревянный не отапливаемый храм-часовня в честь Казанской иконы Божьей Матери, а сама пустынь была приписана к Саратовскому Спасо-Преображенскому монастырю под названием Казанско-Алексиевской.

Вслед возведён каменный тёплый храм (с домом архиерея и несколькими флигелями) . В храме было два престола: главный престол — во имя Успения Божией матери, северный придел — во имя св. Алексия, митрополита Московского и преп. Сергия — игумена Радонежского чудотворца. Южный придел освящён не был. Осенью 1908 г. епископ совершил освящение монастырского храма. (Первым настоятелем был иеромонах Пантелеимон.) Третий храм – пещерная церковь во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского чудотворца – создавался на деньги самого отца Андрея, который был состоятельным человеком и вкладывал собственные средства в строительство монастыря.

Чуть позже возвели колокольню. Известно, что звон монастырских колоколов доносился до Сердобска, и жители города, услышав благовест, шли в обитель, которая располагалась в невероятно живописном месте: гора, сходящая в овраг и со всех сторон окружённая лесом, внизу река Сердоба… Послереволюционная жизнь Но длиться мирной жизни было не долго, и после революции 1917 г. начались репрессии. Среди прочих людей и священников был арестован епископ Гермоген. Несколько месяцев он провёл в разных тюрьмах Сибири, где подвергался допросам и унижениям. После чего был переведён на пароход «Ока» и утоплен. До последней минуты он творил молитву, и кротко благословил своих палачей, когда те привязывали верёвками камень к его шее… Жители Сердобского района гордятся духовной связью с их краем человека, причисленного к лику святых.

Известно, что на 1918 год всего в обители проживало 29 человек. С приходом советской власти деятельность монастыря прекратилась не сразу. Сначала туда (во флигели) заселили рабочих. Потом, весной 1922 г. изъяли церковные ценности. И в довершение, в августе 1922, издали «Указ о закрытии Сазанского монастыря»: «…монастырь закрыть и всю дрянь разогнать, материал одновременно посылаем с просьбой экстренного утверждения…» (Причиной такого поспешного закрытия монастыря стала борьба между т. н. «живой церковью», поддерживающей большевиков, и сторонниками истинной Православной Церкви, которых тогда называли «тихоновцами» – по имени патриарха Тихона.) После закрытия монастыря, оставшиеся в живых насельники, разошлись по сёлам или подверглись репрессиям – доподлинно судьба каждого из них пока не установлена. Зато известно, что монастырские постройки были целы ещё и в 1932 году. Забвение Сазанские пещеры, План После 1932-го было уничтожено и то малое из оставшегося. Лишь в овраге одиноко упрямо бил источник, водой которого местные жители пользовались до 1983 г. Известно о нескольких попытках благоустройства его. Однако все они оказались неудачными - постепенно овраг вместе с источником захламили и превратили в поселковую свалку.

И казалось уничтожено уже всё, но только не память! В народе ходила молва, и все, даже подростки, знали о том, что когда-то в этих местах был монастырь. Возможно благодаря именно этой людской памяти в августе 1985 г. заброшенные пещеры по заданию областного Совета по туризму и экскурсиям обследовала группа спелеотуристов. В заключении говорилось: «…Пещера, несомненно, искусственного происхождения… Система невысоких (1, 8 – 2 м) ходов шириной от 0, 6 до 0, 8 м соединяет несколько подземных комнат – келий. В центре – относительно большой зал размерами 9 на 4, 5 м, имеющий несколько входо-выходов…» Однако та мимолётная заинтересованность продолжения не получила. И в начале 1990-х вход в пещеры всё же завалили окончательно. Произошло это из-за несчастного случая с солдатами недалеко располагавшейся воинской части, которые попытались найти в пещерах «ценности» и попали под обвал… Новейшая история Алексиево-Сергиевская пустынь, Пещерный храм В 2005 году, по инициативе иеромонаха Андрея (Афанасьева) и благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета было начато строительство церкви во имя Казанской иконы Божией Матери на том месте, где когда-то находился монастырь.

В июне 2005 г. с помощью местных жителей и военных началась расчистка оврага, был найден источник, найден и расчищен вход в пещеры. Здание нового храма было построено всего за 4 месяца. И 23 апреля, в Светлое Христово Воскресенье, там прошла первая служба и малое освящение храма. С этого дня службы в обители не прекращаются.

Летом 2006 г. пещеры были почти полностью расчищены, в братскую усыпальницу перезахоронены найденные останки. На Рождество Христово 2007 года в пещерном храме в честь Николая Чудотворца была проведена первая служба. Р. Б. Ирина Февраль 2016, по материалам сайта Современное состояние. Храмы За совсем небольшой период времени возрождения (с 2005 г.) в обители проделана колоссальная работа. По этому поводу к десятилетию возрождения " Мосфильм " снял картину о монастыре " Крестный ход длиною в 10 лет " .

В тёплое время, начиная с весны и до самой осени, обитель утопает в цветах, несмотря на то, что монастырь мужской. За монастырём дубовая роща, где летом трелями заливаются соловьи. А внизу, если спуститься с горы ( минут 10-15 ) , можно поплавать в реке Сердобе.

Казанская Алексиево-Сергиева пустынь, Колокольня Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь, Вход в пещеры Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь, Источник Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь, Купальня Святыни На территории монастыря находятся: Казанская икона Божьей Матери (местночтимая) в Казанском храме.

Братская усыпальница, где покоятся останки местночтимого старца Андрея, который как при жизни, так и после кончины, отличается даром исцелений. Находится усыпальница в пещерном комплексе храма в честь Николая Мирликийского Чудотворца.

Общественным транспортом: поездом до Ртищева или Пензы. Далее пересадка на автобус до Сердобска (если в Пензе, то от ж д до автовокзала нужно будет перейти только по подземному переходу, автобусы отправляются каждый час, стоимость билета 240 руб.) . Из Сердобска с интервалом 30 мин. идут автобусы до посёлка Сазанье либо такси (стоимость такси 100 руб.) .

По вопросам размещения и экскурсионного обслуживания внутри пустыни можно обращаться по телефону 8-903-324-5087 (Роман - очень гостеприимный, радушный, всё подскажет, не оставит без внимания) . Если группа у вас больше двух-трёх человек, лучше позвонить заранее, чтобы Вам забронировали места.

Платы за размещение в гостинице нет. Если кто-то захочет отблагодарить монастырь за гостеприимство, есть специальные кружки для пожертвований. Можно ещё привезти с собой какие-нибудь продукты. Паломнику Расписание богослужений Богослужение в обители совершается ежедневно: полунощница и братское правило в 6: 00, литургия в 8: 00 в Казанском храме (а по четвергам в пещерном Никольском храме) , после литургии панихида по почившим, вечерня с утреней в 16: 00, вечернее правило в 19: 00. Кроме того: каждое воскресенье совершается водосвятный молебен, в Великий пост совершается таинство елеосвящения.

Можно приобрести: свечи, иконы, духовную литературу, церковную утварь и сувениры. Кроме того монастырь изготавливает по старинным рецептам: пряники, квас, мази. Можно здесь купить и мыло ручной работы, различные сборы трав, мёд с монастырской пасеки.

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Паломничество в Женский монастырь мц. Людмилы Чешской (Брно-Гусовице) – Азбука паломника | Паломничество в Сретенский монастырь – Азбука паломника | Паломничество в Мужской монастырь блгв. Ростислава Киевского (Хабаржовицы) – Азбука паломника | Монастырь Панагия Катарон — Азбука паломника | Паломничество в Мужской монастырь Подмалинско – Азбука паломника | Крестовоздвиженский монастырь (Уэйн) — Азбука паломника | Паломничество в Мужской монастырь Брезоевица – Азбука паломника | Паломничество в мужской монастырь святого Антония Великого – Азбука паломника | Паломничество в Женский монастырь Калудра – Азбука паломника | Паломничество в Мужской монастырь Жаница – Азбука паломника | Паломничество в Мужской монастырь Архангела Михаила (Михольска Превлака) – Азбука паломника | Паломничество в Гербовец, в Успенский мужской монастырь – Азбука паломника | Паломничество в Женский монастырь свт. Николая Чудотворца (Обод) – Азбука паломника | Паломничество в Мужской монастырь Морача – Азбука паломника | Паломничество в Иоанно-Богословский Корсунский женский монастырь – Азбука паломника | Паломничество в Успенский Нижнеломовский женский монастырь – Азбука паломника | Паломничество в Мужской монастырь Подврх – Азбука паломника | Паломничество в Преподобного Паисия Величковского мужской монастырь (Морозовка) – Азбука паломника | Паломничество в Свято-Троице-Сергиев женский монастырь (Рига) – Азбука паломника | Паломничество в мужской монастырь пророка Елисея – Азбука паломника | Паломничество в Жичу – Азбука паломника | Казанский монастырь (Кентлин) — Азбука паломника | Паломничество в Свято-Троицкий Никандров женский монастырь – Азбука паломника | Паломничество в Троицкий Пензенский женский монастырь – Азбука паломника | Паломничество в Сканов-Пещерный мужской монастырь – Азбука паломника | Паломничество в Казанскую Алексиево-Сергиевскую пустынь – Азбука паломника | Паломничество в Мужской монастырь Аркади (Крит) – Азбука паломника | Паломничество в Мужской монастырь Новомучеников Российских – Азбука паломника | Паломничество в Крестовоздвиженский женский монастырь (Быдреевка) – Азбука паломника | Паломничество в Михайло-Клопский Троицкий мужской монастырь – Азбука паломника | Паломничество в Боголюбский женский монастырь, в Сарсы – Азбука паломника |
Паломничество в Казанскую Алексиево-Сергиевскую ... ... Чудотворца была проведена первая служба. Р. Б. Ирина Февраль 2016, по материалам сайта Современное состояние. Храмы За совсем небольшой период времени возрождения (с 2005 г.) в обители проделана колоссальная работа. По этому поводу к десятилетию возрождения " Мосфильм " снял картину о монастыре " Крестный ход длиною в 10 лет " . В тёплое время, начиная с весны и до самой осени, обитель утопает в цветах, несмотря на то, что монастырь мужской. За монастырём дубовая роща, где летом трелями заливаются соловьи. А внизу, если спуститься с горы ( минут 10-15 ) , можно поплавать в реке Сердобе. Казанская Алексиево-Сергиева пустынь, Колокольня Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь, Вход в пещеры Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь, Источник Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь, Купальня Святыни На территории монастыря находятся: Казанская икона Божьей Матери (местночтимая) в Казанском храме. Братская усыпальница, где покоятся останки местночтимого старца Андрея, который как при жизни, так и после кончины, отличается даром исцелений. Находится усыпальница в пещерном комплексе храма в честь Николая Мирликийского Чудотворца. Престольные праздники 21 июля и 4 ноября - ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Паломничество в Казанскую Алексиево-Сергиевскую пустынь – Азбука паломника
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"