Источник текста

Слово Патриарха / Православие.Ru


Слово Патриарха Неделя 3-я Великого поста Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл Даниил Московский служил Богу молитвой Мы живем в мире, где события происходят стремительно – гораздо быстрее, чем человеческий ум может осознать и проанализировать. Необходимо быстро принимать решения, причем речь идет не только о государственных деятелях, – люди, работающие в бизнесе, в сфере информации, во многих иных сферах, хорошо понимают, как быстро нужно действовать, чтобы что-то не упустить. У некоторых людей есть великий дар – быстро мыслить. А у других такого дара нет, хотя по силе мысли вторые могут не уступать первым. Одни физически быстры, у других этой физической силы нет, но это не значит, что они не могут достигнуть той же точки, что и быстро идущий. Господь всех нас создал очень разными, но всех нас предназначил к одной цели: мы жизнью своею должны Ему служить.

Святой благоверный преподобный князь Даниил Московский служил Богу молитвой, молчанием, смирением и любовью в то время, когда вокруг все другие князья поступали иначе – были динамичными, воинственными, быстро принимали решения о вступлении в войну, достигая побед или обрекая себя на поражение. Князь Даниил в молчании и молитве стал созидать небольшой город на холмах, именуемый Москвой, и мы знаем, что его труды обернулись великим историческим успехом: именно Москва стала первопрестольным градом, центром Русского мира, столицей России.

В наше время, когда люди обращают особое внимание на скорость принятия решений, на динамизм, мы должны проповедовать необходимость для человека сочетать все это с серьезным анализом самого себя и окружающей действительности, с тем чтобы динамизм был прочным, чтобы, делая шаги вперед, мы не двигались назад, чтобы Господь через молитву входил в наше сознание и укреплял нас в правоте принимаемых решений. Вот такой пример дает нам святой благоверный князь Даниил Московский.

Святой благоверный князь Даниил принял монашеский постриг, будучи князем, главой большого удела, – видимо, потому, что он понимал самое главное, прозревая то, что многие другие князья прозревать не могли. Потому и меч из ножен он не вынимал так быстро, как все его соседи. Потому и народ свой не терзал пытками и мучениями, как это иногда делалось в то непростое время. Он вошел в нашу историю как любвеобильный отец, который не захотел и внешних почестей, воздаваемых князьям, и принял монашеский постриг. Оставаясь принципиальными, отстаивая свою позицию, когда мы уверены в том, что эта позиция соответствует Божией правде, мы должны не забывать, что наши деяния нужно всегда сопровождать молитвой и тишиной, чтобы деяния эти были действительно праведными.

Руку Божию видно в истории Сегодня ветхозаветное чтение ( Быт. 6: 9–22 ) касалось очень интересной и важной темы. Это история Ноя. Господь принимает решения потопить человеческий род, уничтожить его, стереть с лица земли, потому что это род развращенный. Люди давно оставили истинного Бога и впали во множество грехов, так что эти грехи захватили сознание и стали разрушать природу личности и человеческие отношения. Никакого возрождения этого сгнившего плода уже быть не могло – по тогдашней, такой небольшой вселенной, заселенной разумными людьми, зло распространилось с такой силой, что обратного хода не было. Человечество прошло точку невозврата и устремилось к своему саморазрушению, потому что зло всегда завершается небытием, если не останавливается смертью и разрушением. И Господь принимает Божественное решение уничтожить падшее человечество, кроме тех, кто сохранил веру, кто еще живет по Божиему закону. Таковых было очень немного – одно семейство праведного Ноя со своими сыновьями и женами.

Многие подвергают сомнению факт всемирного потопа. Однако мы находим научные подтверждения того, что был период, когда земля, по крайней мере большая ее часть, покрылась водой, – именно с этим связывают последующие изменения климата и исчезновение различных экзотических животных. Действительно, следы потопа присутствуют на земле, так же как и в эпосах древних народов. Но самым ярким словом о потопе является рассказ Библии о том, как Господь истребляет зло.

А истребляет ли Он зло сегодня? После потопа Бог обещает никогда больше не наводить на людей потоп, не уничтожать их водой. Но вторгается ли Бог в человеческую историю? Уничтожает ли Он зло? Или Он предоставил роду человеческому действовать совершенно свободно, в том числе умножая зло? Руку Божию видно в истории. Не каждый ее видит, но, если повнимательнее присмотреться, она присутствует.

Когда в нашей стране произошли революционные события, когда десятки и сотни тысяч расстреливались без суда и следствия, когда закрывались храмы и монастыри, когда в храмы врывались люди с оружием, останавливали богослужения, выводили священника и тут же, на глазах прихожан, его расстреливали, некоторым казалось, что это конец света. Одни думали: «Это всё, конец, такое невозможно пережить». А другие теряли веру и говорили: «Где же Бог? Почему же Он не пошлет легионы ангелов, чтобы защитить правду, защитить нашу многострадальную Родину от очередного разрушения? Почему не пошлет силы Свои, чтобы немедленно наказать этих страшных людей? » Господь не посылал легионы ангелов, но зло стало перемалывать самоё себя. Зло, уничтожающее злых, для многих представлялось полным безумием, торжеством тирании, но ведь как много в годы тирании было уничтожено тех, кто разрушал храмы и монастыри, кто расстреливал священников! А потом грянула Великая Отечественная война, и мы понесли огромные потери. До сих пор мы оплакиваем эти потери и задаем себе вопрос: «Что это было за испытание для народа нашего? » И отвечать можно только так: «Ни одно испытание Бог не дает напрасно». Мы кровью своей, великой кровью, искупили беззаконие народа нашего – без всякого всемирного или локального потопа. А те, кто пришел к нам с неправдой, те, кто уничтожал наш народ, тоже до конца испили страшную чашу наказаний за свое зло и за свою неправду.

Что же совершает с нами Господь? Ведь Он рядом с нами, Он присутствует в истории, мы видим Его руку. Мы не можем сказать, что все происходящее с родом человеческим напрасно, – нет, Господь попускает одним наказывать других за грехи. А если наказующий сам преступает Божественные законы, то он и будет наказан.

Бог присутствует в истории, Он присутствует в нашей жизни. Нужно только снять очки, протереть глаза, взглянуть не столько физическим зрением, сколько своим умом, своими очами сердечными на то, что происходит в мире, и понять, что с нами Бог. О чем мы и говорим, воспевая великие слова: «С нами Бог – разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог». Господь с каждым, кто стремится жить по Его закону. Господь с каждым, кто невинно страдает. Господь с каждым, кто стремится к правде, справедливости, к утверждению мира и добра. Господь с каждым, кто жертвует собой ради других. И как наказание за грехи не приходит немедленно, так и поддержка нас происходит не моментально – мы нередко проходим через скорби для того, чтобы увидеть в жизни своей руку Божию.

Из слова по окончании богослужения в Троицком соборе Данилова монастыря г. Москвы в день памяти благоверного князя Даниила Московского 17 марта 2014 года, в понедельник 3-й седмицы Великого поста Сын Божий прошел через самую глубину человеческих страданий Мы знаем: если Богу было бы угодно, то и волос не упал бы с головы Сына Его. Если Богу было бы угодно, то воплотившийся Сын Его был бы могущественнее всех земных владык, физически сильнее любого богатыря, обладал бы колоссальной способностью управлять всем миром, всеми царствами земли. Но не для того Господь послал Сына Своего в мир, чтобы Он силой исправил людей, чтобы Он силой дал им благополучие, чтобы Он силой привлек их в рай и сделал счастливыми.

На Кресте совершилось нечто другое – Господь явил Свое бессилие, Свою человеческую уязвимость. Его так легко было арестовать в Гефсиманском саду. Его так легко было бичевать плеткой с металлическими шариками, той самой, которая пробивала человеческое тело до костей, не оставляя ни одного живого сантиметра. Его так легко было приговорить незаслуженно к смертной казни, и не к той, которой умерщвлялись сильные мира сего, будучи усечены мечом, но к позорной казни, которой подвергались рабы, деклассированные, как мы бы сегодня сказали, люди, не имеющие никакого значения для тогдашнего общества. Их просто зверски прибивали к крестам. Это была не просто казнь – это была казнь и издевательство одновременно. Это была казнь и пытка. Это была казнь и свидетельство о полной безвластности, никчемности, слабости человека. Это была позорная казнь.

Почему же всемогущий Сын Божий принял на себя добровольно этот позор, это человеческое поношение, эти издевательства, эти пытки и эту бесславную казнь? Для того чтобы совершить два очень важных дела. Во-первых, отождествить себя с каждым страдающим человеком. Если бы Бог явил себя в силе, в славе, в могуществе земного владыки, то как тогда люди – тяжелобольные, бедные, лишенные власти, проходящие через скорби, раненые, те, кто защищает родину, те, кто находится в тяжелейших жизненных обстоятельствах, в грязи, под снегом, под дождем, – как они обращались бы к Богу, Который Сам пребывает на вершине человеческой власти?

Но каждый из нас в скорби не вправе роптать на Бога, потому что Сын Божий прошел через самую глубину человеческих страданий. Он отождествил Себя с самыми бесправными, с самыми страдающими, с самыми что ни есть неудачниками. Он отождествил Себя с ними для того, чтобы быть рядом с ними, – чтобы они чувствовали Его плечо, плечо не только Бога, но и брата. Вот какому Богу мы поклоняемся. На него нельзя роптать. Его нельзя вопрошать: «Господи, почему же я такой несчастный? Почему мне столько скорбей? » Его можно только просить о помощи – искренне, сердечно, с глубокой верой; и Он помогает: воскрешает мертвых, исцеляет тяжелобольных, обреченных на смерть, дает мужество тем, у кого оно вдруг улетучивается, дает силы тем, кто их вдруг теряет.

Господь взошел на Крест для того, чтобы искупить наши грехи Господь взошел на Крест для того, чтобы искупить наши грехи. Человечество совершило, совершает и будет совершать множество грехов. Когда человек совершает много преступлений, его пожизненно заточают в тюрьму или лишают жизни, свидетельствуя, что никакого прощения быть не может: преступник должен быть либо умерщвлен, либо навсегда остаться в заключении. И если собрать все грехи мира, которые были, есть и будут, то, наверное, все человечество следовало бы пожизненно заключить в тюрьму.

Что же было нужно, чтобы снять со всех нас эту тяжесть греха и ответственности пред Богом? Нужна была жертва, нужна была казнь, но не рядового человека, ведь ни один рядовой человек не может взять на себя все грехи мира. Сам Бог, создавший человека, приходит в мир и принимает на Себя всю ответственность за человеческие грехи. Вот почему Сын Божий подвергается этой позорной казни – чтобы ответственность пред Богом за наши грехи была искуплена. Как преступник искупает свою вину пред обществом, неся наказание, так Бог добровольно принимает на Себя наказание, чтобы искупить все грехи мира.

Крест – постоянно пребывающая в человеческой жизни ценность Крест – это не только единичный феномен, связанный с Голгофой, со страданиями Спасителя. Крест есть некая постоянно пребывающая в человеческой жизни ценность, почему Господь и говорит: «Если кто хочет идти за Мной, отвергнись себя» ( см. : Мк. 8: 34 ) . То есть отвергни то, что тебе дорого, чего бы ты хотел достичь, то, что для тебя действительно важно, – отвергни, ибо это не самое главное. Возьми крест свой – не Мой Крест, не Голгофский Крест, который никто не может нести. Свой крест на себя возьми, свои страдания, которые тебе ниспосылаются, и следуй за Мной.

Что означают эти слова? Они означают только одно – что крест, несение скорбей и страданий без ропота, с терпением, мужественно, с верой в Бога, спасает человека. Как тот самый Голгофский Крест, так и наши с вами кресты нас спасают, если мы несем их с верой в Бога, мужественно, терпеливо, без ропота. Как Голгофский Крест помог спасти весь род человеческий, снять с него ответственность за общечеловеческие прегрешения, сохраняя ответственность каждого пред Богом за личные дела, так и наши кресты, которые мы несем, нередко спасают других.

Крест, который несут воины, спасает жизни тысяч людей 27 марта 1811 года Государь Император Александр I своим указом создал вооруженную охрану России, то, что теперь мы называем Внутренними войсками. Сегодняшний день является памятным для всей нашей страны, а для воинов Внутренних войск – их профессиональным праздником. И сегодня вместе с нами молились эти воины, во главе с главнокомандующим Внутренними войсками России.

Если продолжить рассуждение о кресте, то можно сказать, что крест, который сегодня, в мирное время, несут воины Внутренних войск России, спасает жизни тысяч и тысяч людей. Несение этого креста помогает нашему Отечеству жить в мире, не давая враждебным силам изнутри и извне разрушать наше Отечество. Мы знаем, что именно Внутренние войска Российской Федерации, как ни один иной род войск, сегодня несут потери в живой силе, и все это в мирное время. Этот крест несут на себе молодые люди, сильные, подготовленные, я бы сказал, элита нашего народа – как говорит командующий Внутренними войсками России, подлинно золотая молодежь страны. Какую другую элитную группу можно поставить рядом с вами? Кто еще готов жизнью своей защитить жизнь другого человека в мирное время? И сегодня, когда мы слышим о том, что уничтожена или захвачена группа террористов, что в том или ином боестолкновении погибли наши ребята, очень часто речь идет именно о военнослужащих Внутренних войск России.

Поэтому с особым чувством я совершал сегодня богослужение. Я молился о стране нашей, о властях и воинстве, но особо – о Внутренних войсках Российской Федерации. Пусть Господь даст вам силы, дорогие братья. Вы приносите в жертву свое здоровье, а нередко и жизнь, для того чтобы защитить других. Вы поднимаете на себя крест, который спасает других, и за это вам наша благодарность.

Пусть благословение Божие пребывает на всех нас, дорогие мои, на всей исторической Руси, на державе Российской, на властях и воинстве ея, дабы тихое и безмолвное житие могли проводить миллионы и миллионы людей, которые объединяет Русская Православная Церковь, миллионы и миллионы людей, проживающих на просторах исторической Руси. И для того чтобы было так, кто-то должен иметь мужество и силу защитить свой народ даже в мирное время.

Из слова после литургии в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, 23 марта 2014 г.

Подпишитесь на рассылку Православие. Ru Рассылка выходит два раза в неделю: В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.

В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.

Комментарии Елена 26 марта 2014, 00: 00 Нашему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу желаем здоровья, мудрости и помощи просим и заступления, молитвами для ГОСПОДА НАШЕГО и БОГОРОДИЦЫ о право-бережной Украине. Им сейчас там очень тяжело. Помолитесь и за нас россиян и за наш братский народ, чтобы восстановился порядок, мир и спокойствие в душах наших людей, чтобы не пролилась кровь и остановить захвативших власть бандеровцев. СПАСИ НАС ГОСПОДИ И ПОМИЛУЙ!!! ксения 25 марта 2014, 19: 00 Теперь точно понятно, что имели в виду Русские прославленные святые и о чем повествуют последние главы Нового Завета, Россия понесет Крест Иисуса и пойдет на Галгофу, в нас будут плевать, нас будут бранить, мы будем уничижаемы мы будем высмяены, потому что мы- ХРИСТИАНЕ и до самого второго великого ЕГО пришествия наша святая Церковь будет стоять за правду и мы будем страдать, спаси Господи нашего Патриарха и всех людей, кто служат на благо церкви. Времена скорбей, как бальзам ваши слова и поддержка и молитвы. Господи помилуй и не оставь нас. нельзя рвать на части святую Русь. Наревутся еще, наревутся от своих " освободителей " наши братья- соседи Владимир 24 марта 2014, 22: 00 Патриарх Кирилл очень проникновенно несет слово Божие в народ, дар красноречия несомненно пожалован Отцу Кириллу свыше. Я бы назвал патриарха Златоустом нашего времени. Прости Господи р. Б. Владимир Евгений 24 марта 2014, 21: 00 Многая Лета нашему Патриарху Кириллу. Спаси Господи!

Ольга Александровна 24 марта 2014, 12: 00 Наш Патриарх умнейший, грамотный, мудрый. Желаю доброго здравия и многая лета. Р. Б. Ольга Александровна lyudmila t 24 марта 2014, 04: 00 Nizkei poklon, Spasi Boje!




Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Пасхальное телевизионное обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла / ... | Неслучайная встреча / Православие.Ru | Обращение по случаю дня памяти святителя Николая Чудотворца и проведения акции «День милосердия и ... | Слово Патриарха / Православие.Ru | Слово после Божественной литургии в праздник Казанской иконы Божией Матери / Православие.Ru | Обращение к архипастырям, клиру, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в ... | Слово на встрече с ветеранами Великой Отечественной войны / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | О добродетели терпения / Православие.Ru | Проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре / Православие.Ru | Есть сегодня потребность в Божиих храмах / Православие.Ru | Проповедь в день памяти святителя Филарета Московского / Православие.Ru | Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, ... | Слово во вторник первой седмицы Великого поста / Православие.Ru | Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и ... | Воскресение Христово открывает нам истину о мироздании / Православие.Ru | Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем ... | Проповедь в Великий Понедельник после Литургии в Богородице-Рождественском монастыре / ... | Выступление на открытии фестиваля славянского искусства «Русское поле» / Православие.Ru | Выступление на встрече с участниками парадов на Красной площади 7 ноября 1941 г., 24 июня 1945 г. и ... | Слово после всенощного бдения в Свияжском монастыре / Православие.Ru | Cамопознание требует большой концентрации духовных сил / Православие.Ru | Стяжание даров Духа Святого / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Слово на отпевании писателя В.Г. Распутина / Православие.Ru | Обращение к Президенту России В.В. Путину и участникам богослужения в Русском на Афоне ... | Проповедь в Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном монастыре в день памяти святителя ... | «Больше всего в жизни я люблю то, чем я занимаюсь, — я люблю Церковь и люблю церковное служение» / ... | Проповедь в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля / ... | Слово Патриарха / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Слово на вечерне с чином прощения в Храме Христа Спасителя / Православие.Ru | Средство борьбы с тщеславием / Православие.Ru | Проповедь после Литургии в Казанской пустыни в Шамордино / Православие.Ru | Проповедь в день памяти прп. Силуана Афонского / Православие.Ru | Слово по окончании Литургии в белградском соборе святителя Саввы Сербского / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Слово после великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя ... | Проповедь после Литургии в Саввино-Сторожевском монастыре / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Слово на заседании Высшего Церковного Совета 25 августа 2016 года / Православие.Ru | «Этот образ соединил Византию, Киев, Владимир и Москву» / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Проповедь в день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского, в Сретенском ... | Слово Патриарха / Православие.Ru | «Слово пастыря» / Православие.Ru | Проповедь в Неделю 5-ю Великого поста после Литургии в Александро-Свирском монастыре / ... | Проповедь за Божественной литургией в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских / ... | Тек смо на почетку пута / Православие.Ru | Выступление Святейшего Патриарха Кирилла в программе «Слово пастыря» от 11 февраля 2012 года / ... | Слово Патриарха / Православие.Ru | Способность отличать добро от зла / Православие.Ru | «Слово пастыря». Выпуск от 19 мая 2012 года / Православие.Ru | «Чтобы исцелить духовную рану, нанесенную безбожием, мы должны помочь людям пройти путем нового ... | «Слово пастыря». Выпуск от 9 марта 2013 года / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Проповедь в Неделю 4-ю Великого поста после Литургии в храме Иверской иконы Божией Матери / ... | Слово Патриарха / Православие.Ru | Выступление на церемонии вручения Патриаршей литературной премии имени святых Кирилла и Мефодия ... | Слово Патриарха / Православие.Ru | Слово в праздник Собора Белорусских святых после Литургии в Воскресенском соборе Бреста / ... | Интервью для телефильма «Блаженнейший Владимир» / Православие.Ru | Выступление на открытии Международной богословской конференции «Современная библеистика и Предание ... | Пресс-конференция по итогам визита в Сурожскую епархию (+Видео) / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Проповедь в храме Рождества Христова в Красноярске / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Интервью Святейшего Патриарха Кирилла по итогам визита в страны Латинской Америки (ВИДЕО) / ... | Слово Патриарха / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | «Идеи солидарности и заботы об общем могут и призваны стать скрепой нашего общества» / ... | Слово Патриарха / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Выступление на V Международном конгрессе казаков / Православие.Ru | Интервью Святейшего Патриарха Кирилла сербской газете «Вечерние новости» / Православие.Ru | Есть ли основания для утверждений о сращивании Церкви и государства в России? / Православие.Ru | Слово на встрече с учеными в Сарове / Православие.Ru | Невозможно прекратить войны в мире нелюбви / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Патриарх Кирилл: «Я отдал себя в руки Божии» / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с участниками VI фестиваля «Вера и слово» / ... | Слово Патриарха / Православие.Ru | Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XXII Международных Рождественских чтений / ... | Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Торжества Православия / Православие.Ru | «Главная угроза — утрата веры». / Православие.Ru | Эксклюзивное интервью телеканалу RT / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | «Запад вошёл в конфликт с нравственной природой человека»(+Видео) / Православие.Ru | Путь к счастливой жизни / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Слово на церемонии вручения диплома почетного доктора Белградского университета / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | «Главное чудо Сергия Радонежского — он сам» / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Выступление в Дипломатической академии МИД России / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Выступление на открытии III Рождественских Парламентских встреч / Православие.Ru | Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла телеканалам Молдавии, Румынии и ... | Рождественское интервью телеканалу «Россия» / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Слово Патриарха / Православие.Ru | Пасхальное интервью Предстоятеля Русской Православной Церкви телеканалу «Россия» / Православие.Ru | Рождественское интервью Святейшего Патриарха Кирилла / Православие.Ru | Патриарх Кирилл: отрицая Божию правду, мы разрушаем мир / Православие.Ru | Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви ... |
Слово Патриарха: философские аспекты / ... ... Нравится Слово Патриарха: философские аспекты Михаил Маслин Источник: Русская Idea Две книги Святейшего Патриарха Кирилла, изданные Фондом ИСЭПИ, написаны в жанре «Слова», восходящего к самым ранним страницам отечественной книжности [1]. Таковы были тексты древнерусской литературной классики: «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли» и др. «Слова» патриарха – это тексты также и прозвучавшие, представляющие собой образцы торжественной гимнографии, подобные «Слову о Законе и Благодати», произнесенному первым русским митрополитом Иларионом в киевской Десятинной церкви. Однако значение этих двух книг Патриарха Московского и всея Руси не ограничивается торжественным церковным красноречием; они обращены не только к воцерковленным, но и к светским русским людям, ко всем, кого волнует прошлое и будущее нашей страны, русской нации, и шире — судьба человека в современном мире. Метафизическая направленность «Слов» Патриарха ярко проявляется в его последней книге «Слово о традиции и современном обществе». Обращает на себя внимание трактовка в ней проблемы свободы, которая резко контрастирует с точкой зрения догматического марксизма на свободу как «познанную необходимость», ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Слово Патриарха Неделя 3-я Великого поста Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ...