Святитель Феофан, Затворник Вышенский: молодость в Киевской духовной ...

 001   002   003   004   005   006   007
В начало текстаВ конец текста
Климент (Капалин) , митрополит Калужский и Боровский Данная публикация является завершающей в цикле статей, посвященных личности святителя Феофана, Затворника Вышенского. В этой части описан период жизни будущего подвижника с 1837 по 1841 год, в который Георгий Говоров обучался в Киевской духовной академии — старейшем высшем учебном заведении Русской Церкви и одном из четырех центров отечественной богословской науки XIX века. К концу обучения окончательно определился жизненный путь молодого проповедника. Приняв монашеский постриг, он выбрал стезю ученого монаха, и ему предстояли многие труды на поприще духовного образования и епархиального администрирования.

С 1837 по 1841 год будущий святитель Феофан обучался в Киевской духовной академии — старейшем высшем учебном заведении Русской Церкви и одном из четырех центров отечественной богословской науки XIX века. Зачислен он был в число студентов Х курса (начиная с 1819 года, курс в Киевской духовной академии составляли студенты, которые зачислялись в Академию один раз в два года: студенты набора 1819 году – I курс, окончили академию в 1823 году; II курс: 1821—1825 года и т. д. ; Х курс: 1837—1841 года) .

Святитель Иннокентий был весьма разносторонне образованным человеком. По свидетельству современника, на него «с удивлением смотрели профессоры Киевского и Харьковского университетов, приглашавшиеся к нему на вечера для ученых бесед большею частию о предметах всех почти, а не одних богословских наук» [2]. Владыка ректор сам был автодидактом и желал, чтобы его студенты также обладали широким спектром знаний, не ограничиваясь предметами, изучавшимися по программе Академии. Он разными способами побуждал их к самообразованию, особенно собственным примером. Известно его признание студентам Академии: «Я удивляюсь, как вы не дорожите временем и мало делаете! В прошлую сырную и первую неделю Великого поста я написал около 80 листов» [3]. Как ректор Академии, он поднял ее научный уровень как учебного заведения на небывалую высоту. Принимая непосредственное участие в реализации реформы духовного образования 1808—1814 гг., он освободил преподавание богословских наук от схоластики и ввел прежде несвойственный отечественной академической мысли исторический и историко-сравнительный метод изложения. Наряду с этим епископ Иннокентий способствовал введению русского языка на уроках богословия и философии. Также благодаря ему учебная программа Киевской духовной академии была дополнена курсами, соответствующими уровню западной богословской науки того времени.

Как преподаватель, епископ Иннокентий ценил в студентах не столько кропотливость и основательность, сколько умение быстро вникать в сущность вопроса и давать на него вразумительный и красноречивый ответ. Принимая экзамены, он редко дослушивал ответ по билету, предпочитая вести с экзаменуемым живую беседу на указанную в нем тему. Та же черта проявлялась и в домашних заданиях профессора: он имел обыкновение внезапно присылать к студентам своего келейника с темой сочинения или проповеди, и на высокую оценку мог рассчитывать только тот, кто не только лучше, но и быстрее других выполнял задание. Это, по мнению биографа святителя Феофана, «весьма сильно способствовало развитию умственных дарований, быстроты соображения и дара слова, поощряло даровитых, держало всех студентов в постоянном умственном напряжении» [4]. Последние три года ректорства владыка Иннокентий, будучи викарным епископом, уже не читал специального курса, но вел занятия по энциклопедии богословских наук. На этих занятиях он преподавал общие вопросы: о сущности религии и ее происхождении, о воплощении Бога Слова, о смысле страстей и смерти Господа Иисуса Христа, о конечных судьбах человека и всего мира. Его занятия пользовались огромной популярностью среди студентов Академии. Содержательные и наводившие на глубокие размышления лекции епископа Иннокентия часто переписывались и были очень распространены в семинарской среде.

В ноябре 1839 года ректором Академии стал архимандрит Иеремия (Соловьев) [5], близкий друг святителя Иннокентия еще со времени обучения в Орловской духовной семинарии. В отличие от своего предшественника, именитого представителя ученого монашества, архимандрит Иеремия всю свою жизнь стремился быть не столько ученым, сколько монахом. Молитвенник, тяготившийся званиями (довольно показательно свидетельствует об этом его просьба не присваивать ему ученой степени при окончании Санкт-Петербургской академии) , он нес церковное послушание – 13 лет на духовно-педагогическом поприще и 14 лет правящим архиереем – как свой монашеский крест, усердно и со смирением. И ему удавалось всегда результативно, с пользой для Церкви исполнять возлагавшиеся на него обязанности.

Как духовный писатель [6], «он обладал редким знанием творений Исаака Сирина, Иоанна Лествичника, преподобного Антония Великого, из русских святителей – Димитрия Ростовского и особенно любимого им Тихона Задонского» [7]. Не случайно именно архимандрит Иеремия совершил монашеский постриг Георгия Говорова, а на следующий день после своей епископской хиротонии рукоположил его в сан иеродиакона, и впоследствии — во иеромонаха. Он был духовным отцом и корреспондентом святителя Феофана [8].
 001   002   003   004   005   006   007
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

храм казанской божией матери царицыно 1825–1829 фотография 2011 | ираклий лаврентий елпидий христофор орест димитриан | сумский преосвященный день святого духа совершил богослужение храме святого иоанна русского | сумский преосвященный совершил поминовение жертв голодомора богослужением пантелеимновском храме областного центра | сумский преосвященный возглавил богослужение храме честь мученицы валентины |

Источник текста


Постоянная ссылка: Святитель Феофан, Затворник Вышенский: молодость в Киевской духовной академии : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера