Христианская основа формирования общества: мысли В. С. Соловьева и Н. ...

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
Христианская основа формирования общества: мысли В. С. Соловьева и Н. А. Бердяева Алексей Бородай 15. 04. 2019 474 Идея необходимости христианской основы при формировании и построении общества находит утверждение и обоснование в трудах В. С. Соловьева «Оправдание добра», «Духовные основы жизни» и Н. А. Бердяева ― «О назначении человека», «Философия свободного духа», «Смысл истории», «Проблема человека». Изучая данные произведения, можно сделать выводы относительно роли истории в современной жизни, а также того, какими должны быть отношения Церкви и государства и для чего христианину страдания.

Первым среди русских религиозных мыслителей, кто полноценно раскрывает и обосновывает идею формирования христианского общества, был В. С. Соловьев. Прежде всего, он делает акцент именно на идее свободного христианства, так как Церковь является собранием верующих во Христе, Который есть Любовь. Любовь творческая, реализующая замысел создания мира, отражающего совершенство и полноту Божественного начала, хотя и отличного от Него. Отличным от Него мир является, главным образом, в силу своей замкнутости во времени и пространстве, различности и непроницаемости одного с другим. Бог же есть абсолютное единство, совершенство, воля и абсолютный дух. Но и мир создан таким, чтобы стремиться путем собственного волеизъявления к этому совершенству и единству. Единству в Боге

В. С. Соловьев настаивает на мнении о том, что христианское общество не должно представлять из себя государство, основанное на подчинении Церкви как иерархическому и административному элементу, то есть внешней природе христианства. Но философ видит это единение в боговластии, когда законодательным инструментом воли человеческой является воля Божия и воспринимается при этом как внутренний закон любви [2]. Е. Н. Трубецкой в «Миросозерцании Вл. Соловьева» высказывает точку зрения о невозможности осуществления концепции свободного христианства и даже в самом понятии свободной теократии усматривает полное противоречие. По мнению Е. Н. Трубецкого теократическое государство может быть реализовано в контексте подданства государству, согласно с чем все общество будет принадлежать к христианству и представлять собой единую общину. Но в таком случае нарушается свобода совести человека. А если же общество будет иметь свободный религиозный выбор, то это становится сложной и, скорее, неисполнимой задачей [3]. Государство должно являть собой некую платформу для христианского общества и способствовать его духовно-нравственному возрастанию В. С. Соловьев видит общество существующим в гармонии с остальными сферами жизни, такими как политика и экономика. Здесь он подразумевает что Церковь не должна становится инструментом управления данными сферами, но задавать верное направление их деятельности. То есть Церковь, которая становится центром общественной жизни, не выдвигает свои требования в отношении формирования общественного строя, но являет собой идеал, следуя которому можно избежать тех ошибок, которыми наполнена мировая история. Однако Церковь здесь является не просто абстрактным идеалом, а настоящей основой духовного общества, с помощью которой преодолевается разобщенность человечества с божественным началом.

Владимир Соловьев Государство, по мнению Владимира Сергеевича, должно являть собой некую платформу для христианского общества и способствовать его духовно-нравственному возрастанию посредством осуществления патриотического, юридического и экономического воспитания. В свою очередь христианство, лежащее в основе государственности, становится объединяющим фактором всех этих сфер социального существования.

Философская концепция христианского общества не была строго однородной и видоизменялась на протяжении жизни философа, принимая разные формы в отдельные периоды его творчества. А. Ф. Замалеев отмечает, что от начального славянофильского периода В. С. Соловьева концепция христианского и государственного единства переросла в идею несколько католического характера, в которой Церковь является главенствующим элементом государства [4]. Человек ― духовное существо Вслед за своими предшественниками в европейской философии В. С. Соловьев (а затем и Н. А. Бердяев) строит свою метафизическую систему как завершение долгого пути развития мирового духа, конструирует свою философскую мысль как истину, подготовленную всей историей человечества. Он (как и Н. А. Бердяев) скрупулезно анализирует и критикует западную философию, объективно отмечая и положительно оценивая при этом малейшие прорывы философской мысли. Оба философа отталкиваются и от достижений мировой религиозной мысли. Но оба приходят к выводу, что универсальным методом совершенствования человечества, преображения человека, возвышения его до подобия Божия, до богосыновности, является христианская вера.

До возникновения христианства ни одна из мировых религий не могла возвести человека, а значит и человечество, на такую духовную высоту, которую возвещает и провозглашает христианская вера. Для христианства в самом «человеке скрыта загадка познания и загадка бытия: именно человек и есть то загадочное в мире существо, из мира необъяснимое, через которое только и возможен прорыв к самому бытию. Человек есть носитель смысла, хотя человек есть вместе с тем и падшее существо, в котором смысл поруган.

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

слово стало плотию обитало нами полное благодати истины | церковь имя прп иоанна лествичника варшавском р-не воля 1905 фотография 2003 | часовня успения пресвятой богородицы лопатино | бейте нас так нам надо священник ругает коллективных дур церковь ходят живые люди | мая 2019 архиерейское богослужение храме апостолов петра павла балино заупокойные литии местах захоронения священнослужителей фото |

Источник текста


Постоянная ссылка: Христианская основа формирования общества: мысли В. С. Соловьева и Н. А. Бердяева
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера