Источник текста

«Да» и «нет» / Православие.Ru


Нравится «Да» и «нет» Игумен Нектарий (Морозов) «Да будет слово ваше да, да; и нет, нет…» ( Мф. 5: 37 ) . Что за добродетель, одна – в двух диаметрально противоположных по смыслу словах? Только в том она, чтобы не раздваивалось сердце наше, чтобы не было в нем лукавства? Чтобы, «да» говоря, «да» и думали? И чтобы, «нет» отвечая, «нет» помышляли? Или же есть еще какой-то смысл в этом евангельском речении? Есть, кажется, потому как всякая заповедь Господня «широка зело» ( Пс. 118: 96 ) , и много в ней смыслов и глубин обретается сердцем, ищущим воли Божией.

Часто ли случается нам эти слова произносить? Часто… А умеем ли мы на самом деле говорить – «да» и «нет»? Понимая, отдавая себе до конца отчет в том, что значат они, направляя при этом рождающее их сердце не по собственной его воле, а по той самой воле Божией?

Если спрашивают нас люди лишь о каких-либо фактах – нашей жизни или окружающей действительности, то по совести христианской остается лишь сказать правду: подтвердить их мнение или опровергнуть, даже если нам это почему-то и бывает не с руки. И нелегко это всего чаще. Это – о лукавстве и нелукавстве.

Но можно коснуться и другого – не фактов, а готовности нашей. Готовности откликнуться на обращенную к нам просьбу, высказанное (а порой и невысказанное) пожелание или повеление даже. Или – неготовности.

Кому незнакомо: ты усталый, замученный, хлопот, забот не счесть, проблемы – одна на другой сидит и ею погоняет… Думаешь: хоть бы помог кто! А вместо этого спрашивает тебя друг, товарищ по работе, начальник, прохожий на улице: «А ты бы не мог?.. А вы бы не могли?.. ». И ты еще не знаешь даже, о чем речь, но ответ готов: «Нет! Оставьте меня все в покое, нет у меня ни сил, ни возможности…». Иногда он тут же попадает на язык и с языка срывается – словами резкими и обидными, или просто – отрывистыми, холодными, недружелюбными. Иногда успеешь его удержать, но взгляд еще красноречивей выдаст все, что сказать хотелось.

А попросить-то тебя хотели о чем-то столь простом, что ты и сделал бы, не заметив. Ни труда, ни времени не потратил бы, и радость бы на сердце от дела доброго осталась. И у просителя – тем паче радость. А так – и у тебя, и у него тяжесть на душе, осадок неприятный, противный. Было тебе нехорошо до того, а после – просто плохо стало.

Или – того хуже: попросить тебя человек собирался о чем-то таком, в чем просто нельзя отказать, как бы ты ни устал, как бы ни спешил. Не скажу – о помощи умирающему, – это редко, это больше к нашему брату священнику относится. Нет, например, о деньгах взаймы, потому что семье есть нечего, или о совете в таком деле, в котором ты специалист, а спрашивающий профан, а дело-то важное. Или всего-навсего о том, чтобы ты выслушал брата своего, потому что беда с ним случилась, а поделиться не с кем. Мало ли о чем еще… О чем-то таком, в чем тебе самому больно было бы и горько отказ услышать.

Поэтому надо обучать свое сердце не торопиться отвечать «нет», быть всегда расположенным сказать «да», просто – быть расположенным, открытым, а не закрытым для того, кто в него постучится.

Но и «нет» тоже надо научиться говорить – тогда, когда это необходимо. Это не так просто, как кажется, ничуть не проще, чем «да». А подчас и трудней.

Редко ли бывает, что мы оказываемся в ситуации, когда совесть требует сказать «нет»? Привлекают нас к какому-то делу, а мы понимаем, что есть в нем что-то недоброе, неправильное… Говорят плохо о ком-то, кого мы знаем и с кем дружны, и нас спрашивают: «Ну ведь так же?.. ». Да, в конце концов, курицу жареную в постный день предлагают: «Будешь?.. ». Знаем, какой ответ надо дать, но… Но так не хочется обидеть кого-то – важного или просто знакомого, так не хочется конфликта, дискомфорта душевного, что проще, кажется, не возражать. Однако так бывает – раз не откажешься от чего-то недолжного, другой, третий, а потом еще трудней будет отказаться, и так легко стать рабом собственного человекоугодия и уже не быть и не называться даже рабом Божиим. О таком рабстве, о такой порочной зависимости от человеческих мнений и отношений говорит Господь: «Друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете» ( Ин. 5: 44 ) . Хотя какая уж тут слава!

А порой может идти речь не о чем-то плохом или тревожащем совесть, а просто о том, что на самом деле не по силам. Не потому, что жалеем себя, не потому, что малодушны, не потому, что ленивы. Реально не по силам: нет умения или нет физических возможностей, или здоровья. И боязно отказать, страшно обидеть, и соглашаешься. А потом… Потом либо слом, срыв наступает, когда ничего больше делать не можешь и ропот на все и на всех поднимается. Или с треском проваливаешь то, за что по мягкодушию своему взялся. Или в небрежении остаются другие дела, за которые некому, кроме тебя отвечать, а возможно, что и люди, тебе близкие и дорогие… …Как разобраться, когда говорить «да» и когда «нет»? Пожалуй, не так это все же и сложно, если думать при этом не о том, чего хотят от нас люди и чего хотим мы, а о том, чего хочет Господь.

Комментарии Елена 26 апреля 2013, 00: 06 спасибо. важно именно сегодня. Александра 4 февраля 2013, 18: 39 Александру " ..., просто сегодня я впервые был на исповеди... " Поздравляю, очень важный шаг сделан. Главное не отступайте, и Господь даст понимание, и мир душе, и размышление, и все что нужно для Вашего блага. И не будет сумбура... Православие настолько ясно, четко и чисто, что сердце обязательно почувствует - вот истина. Только просите: " Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит… " Господь принимает каждого ищущего, кто идет с чистым сердцем. Спаси Господи! Большое спасибо за статью, как важно это понимать, когда " да " , а когда " нет " , и как часто мы ошибаемся, увы. Ирина 4 февраля 2013, 13: 25 Ирина - Гостю: Благодарю Вас за комментарий, он очень созвучен моим мыслям и тем ситуациям, в которых я часто оказывалась. Будучи новоначальной, я старалась никому ни в каких благих, на мой взгляд, просьбах не отказывать. Под действием благодати, которую, видимо, испытали все новоначальные, мне все окружающие люди казались едва ли не ангелами, и хотелось всем сделать добро. Но затем я все больше стала убеждаться в том, что меня зачастую просто используют, как Вы очень точно подметили в своем комментарии. И когда я, вначале очень робко, стала пытаться отказывать людям в тех просьбах, которые перед этим безропотно выполняла, это стало вызывать такую бурную отрицательную реакцию со стороны людей, считающих себя православными. А как же смирение, любовь друг к другу, прощение? Я не против оказать помощь ни в каких посильных для меня ситуациях, но не люблю, когда мною просто пользуются, не считаясь с моими интересами и желаниями. По-моему, это неправильно и противоречит закону братской любви. Но рассуждение - великий дар и приходит к нам только с течением времени и с опытом. Простите, если мое мнение не совпадает с чьим-то. C уважением. Олег 4 февраля 2013, 01: 49 Просящему у тебя - дай. Наверное, есть своё, за которое только ты отвечаешь и от которого можно отказаться откликнувшись на чью-то просьбу, а есть и обязанность от которой оказаться не можешь. Разобраться бы только где одно и где другое. Александр 3 февраля 2013, 23: 32 Простите великодушно, если мысли мои не в тему, просто сегодня я впервые был на исповеди. Я впервые другими глазами увидел церковь и службу. Вот и возникли такие мысли. Я не знал, где им найти место. Вот и нашел место им здесь. Слишком много сумбура. Мы светские люди. О вере своей знаем мало. Да мы и об истории народа своего знаем отрывки. Когда-то народ был языческим. Я даже не знаю, плохо это или хорошо. Была вера в богов и божков. Потом пришло православие. Если подумать, то вера иностранная. С таким же успехом мы могли стать католиками, мусульманами, буддистами. А мы стали православными. Мы не знаем ни той веры, ни этой веры, ни истории - ни далекой, ни близкой. Слишком много переплетено и правды и лжи. И смятением это не назовешь, но это и есть смятение души и сознания. Разум борется с чувствами и душой. Вот сидишь и думаешь, а где же эта правда и где же эта истина? Тысяча лет православия - это многовековые традиции и устои. Это уже наша вера. Но истории то мы не знаем. Мы боимся или не можем ее узнать. И слишком много вокруг нас сомнений в том что истинно, а что ложно. Вот и вновь и вновь возникает вопрос - где же моя правда? Как ее обрести и уверовать. Юрий 3 февраля 2013, 20: 24 Очень хорошая статья она помогла переосмысльть отношение к людям и увидить свою черствость. Спасибо Вероника 3 февраля 2013, 20: 02 СпасиБо за тон Ваших статей. Он назидателен, но всегда не свысока, явна именно забота и Ваше чуткое участие в правильном понимании слова Божия для людей, которым Вы толкуете. СпасиБо, батюшка. Александр 3 февраля 2013, 14: 53 Спасибо! Вчера весь день в раздражении всем говорил НЕТ! Людей обидел, сам пострадал, на душе противно и пусто. И молитва не идёт.

Геннадий-либерал 2 февраля 2013, 23: 36 Гостю. Мне кажется в Вашем рассуждении есть существенные изъяны: - если кто-либо говорит: " да " , то действительно в контексте Евангелия (согласно смысла заповеди Господа Иисуса Христа) это итог личного решения и строгость обязательства; поэтому, согласившись, и в самом деле обречен " безвозмездно и безропотно трудиться на него в поте лица " , иначе зачем говорил " да " , кто или что заставило ответить таким образом? - просящий потому всегда и просит, что не имеет чего-либо, а дающий всегда дает, потому что имеет возможность дать запрашиваемое; и в момент сделки оба честны, а как в последствии поведет себя просящий - это уже иное обстоятельство и может быть связано с разным, например, с качеством работы или сроком исполнения; - как правило, люди просящие - слабые во многом, поэтому Вы не в праве строго судить их за слова их: глядя в ясную ночь в небо, можете сказать как далеко простирается Ваш взгляд? а почему, не видя души просящего, судите о мотивах его поведения? Делайте добро во имя Господа Иисуса Христа... ; - трудящийся " безвозмездно и безропотно " , если и услышит о себе клевету, то другому не расскажет, если же кто заступается за " безвозмездно и безропотно " трудящегося, защищая его от " клеветы " , то сам начинает клеветать, причем на обоих: в данном случае, и на просящего и на трудящегося. Наташа 2 февраля 2013, 07: 56 Спасибо, батюшка, очень актуально для меня, то что Вы написали. Андрей 2 февраля 2013, 05: 41 Тяжело подчас человеку разумом своим понять что ведет, а что не ведет ко греху, да пожалуй и не возможно до конца. Только когда в сердце живет любовь, наполненная Духом Святым, все становиться на свои места и когда нужно говорить Да - ты говоришь Да, нужно говорить Нет - говоришь Нет. И от этого становиться еще радостней, будто ты сделал еще один шаг к тому кого всегда ищешь - Господу. Спаси Господи! Простите меня грешного Елена. Украина 1 февраля 2013, 22: 24 Дмитрию. (01. 02. 2013) " Медвежья услуга " - это сделанное добро, обернувшееся для того, кому его сделали во зло. Есть такая фраза: " Услужливый дурак опаснее врага " . Человек, например, не хотел и не мыслил зла другому, но так получилось в результате, потому что он не подумал и сделал " добро " , результат отрицательный. А если сделана действительная помощь ближнему, то результат будет положительный. Поэтому, перед тем, как делать добро кому-нибудь, нужно сначала помолиться, испросить у Бога БЛАГОсловения исполнить Его волю, а не свою. Настоящее добро иногда кажется жестоким. Но результат бывает спасительным для человека. Подобно тому, как хирург, оперируя пациента, делает ему больно, но спасает жизнь этому человеку. Также и Господь наш милосердный, кого любит, того и наказывает, т. е. спасает душу от погибели, если другой способ вразумления не проходит. " ИБО ГОСПОДЬ, КОГО ЛЮБИТ, ТОГО НАКАЗЫВАЕТ; БЬЕТ ЖЕ ВСЯКОГО СЫНА, КОТОРОГО ПРИНИМАЕТ. " (Евр. 12. 6) . р. б. Сергий 1 февраля 2013, 19: 22 СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! ОЛЬГЕ ( 2013-02-01 13: 14 ) : - ответ (отказ) Вашего ребенка рационален, а заповедь " возлюби ближнего своего КАК самого себя " - иррациональна. Вывод: важно не то, что Вы " имеете право говорить «нет» " , а «как» Вы это делаете. Если мы не научим наших детей " милости " , которая выше " суда " , они не возлюбят Господа, останутся " ветхим человеком " , одетым в " кожаные ризы " ! Ваша мама права, - " этому учиться " НАДО. БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ! Нина 1 февраля 2013, 19: 17 " Яко Бог разсыпа кости человекоугодников " ( пс. 52, 6 ) . " Чтобы... человекоугодие не рассыпало костей твоих " (прп. Ефрем Сирин) ... Андрей Васин 1 февраля 2013, 18: 59 Тема действительно важная. К комментариям хочу добавить, что также важно, а возможно даже важнее научиться говорить НЕТ себе самому. Ведь в каждом из нас сидит тот, кого больше всех не хочется обижать... : (р. б. Сергий 1 февраля 2013, 18: 50 СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! " КОГДА СОВЕСТЬ ТРЕБУЕТ СКАЗАТЬ «НЕТ» " , поблагодарите БОГА, пославшему вам испытание, и людей, через которых оно пришло, и раскаявшись в немощи своей, испросите помощи Всевышнего. Тогда ваш отказ прославит Бога и не обидит людей. Внешне формула проста: " СПАСИБО, НЕТ. " БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ! максим 1 февраля 2013, 18: 26 Отец Нектарий спасибо за столь интересную, поучительную статью, никогда не задумывался над словами да и нет, на первый взгляд мелочи. Но после прочитанного пришло полное осознание, насколько часто я приступаю заповедь Христа. Спаси Господи батюшка за написание, скорее на исповедь!!!! Ольга СПб 1 февраля 2013, 14: 59 Спасибо за статью. Интересно. Очень важная для многих людей проблема. Владимир 1 февраля 2013, 14: 29 Спасибо! после ваших слов сучки в моём глазу превращаются в такие бревна. Помогай Вам Бог! Дмитрий 1 февраля 2013, 14: 24 Спасибо за статью! Скажите, как можно отличить " медвежью услугу " от действительной помощи? Ольга 1 февраля 2013, 13: 14 однажды моя семилетняя дочь на просьбу одноклассницы жестко ответила " нет ") та хотела принять участие в организуемой моей красотой игре (На мое " как ты так... " Я получила четкий ответ: " она же испортит нам игру потому, что " и без осуждения и оценок обосновала свой отказ. И мое вбитое накрепко в мою голову мамино " нельзя любям отказывать " и " нельзя людей обижать " впервые пошатнулось. Я поняла, что не отказывая, я часто обижаю тоже человека - себя. И я имею право говорить " нет " и этому учиться. Гость 1 февраля 2013, 13: 09 Спаси Вас Господь, отец Нектарий! Очень важная тема! Правда, есть еще момент: иногда надо сказать " нет " на просьбу не потому, что она ведет ко греху, а потому что просящий просто сам не хочет что-то делать, вот он и взваливает свою работу на другого. Доходит до того, что человек открыто говорит: " А зачем я буду сидеть, мучиться, если ты это можешь сделать... " И безотказный делает, а просящий еще и помыкает. И ведь получается всё-таки грех. Грех того, кто не отказал: потворствует чужой лени, развращая тем самым просящего; подрывает свое здоровье, выполняя не только свою, но и чужую работу; обделяет своих родных вниманием, заботой, потому что времени на них нет - приходится ведь порой и ночью работать. А просящий наглеет и уже не просит, а требует, считая, что ему обязаны делать... и вообще все ему обязаны, потому что он) она (не такие, как все - лучше, чище и т. п. И еще потому, что " я тебе доверил доверила свою работу, а ты еще и смеешь нос свой высовывать... " А если и вырываешься из этого, то просящий) эксплуатирующий (начинает распространять клевету о том человеке, кто безвозмездно и безропотно трудился на него в поте лица.)


Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Самый ценный опыт – опыт духовной реанимации / Православие.Ru | Богоугодная пауза / Православие.Ru | Чего мы ищем у Бога? / Православие.Ru | Мы можем подражать Богу в Его любви / Православие.Ru | Беспокойный день покоя / Православие.Ru | Что претворяет слабость в силу / Православие.Ru | Спасительное мучение / Православие.Ru | Размышления в полете / Православие.Ru | Бесполезные разбирательства / Православие.Ru | «Да» и «нет» / Православие.Ru | Правильная расстановка приоритетов / Православие.Ru | Пастырь добрый — «жестокий» / Православие.Ru | Один из несекретных секретов / Православие.Ru | Как пережить предательство? / Православие.Ru | О фарисее с любовью / Православие.Ru |
«Бурановские бабушки» едут на «Евровидение-2012», ... ... «Бурановские бабушки» едут на «Евровидение-2012», чтобы построить церковь Москва, 8 марта 2012 года Во время финала Национального отборочного конкурса «Евровидение-2012», который прошел в среду вечером в Москве и транслировался в эфире телеканала «Россия-1», «Бурановские бабушки» получили 38, 51 балла путем зрительского телефонного и смс-голосования, а также благодаря мнению членов профессионального жюри. . По словам бабы Оли, «Бурановские бабушки» выступают только ради того, чтобы собрать деньги на церковь в удмуртском селе Бураново. «Это наша единственная цель. Слава и богатство бабушкам не нужны – у нас, слава Богу, тылы есть, хозяйство, есть чем жить. Мы взяли очень большую ответственность на себя, когда решили построить церковь, – это всегда очень непросто, тем более что для нашей светлой цели мы выбрали такой нестандартный путь – через эстраду. Но мы верим, что у нас все получится», – рассказала собеседница канала. «Бурановские бабушки» уже пробовали счастье на отборочном конкурсе «Евровидения» в 2010 году, но тогда их обошел Петр Налич со своим музыкальным коллективом. Старушкам повезло на этот раз – они исполнили поппури из знаменитых зарубежных хитов с началом из ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Да» и «нет» / Православие.Ru
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"