Источник текста

«Днесь спасения нашего главизна…»


ЯЦитата дня Увидя недостаток ближнего, умилосердись над ближним твоим: это уд твой! Немощь, которую ты видишь сегодня в нем, завтра может сделаться твоей немощью.

Подписка Ваше имя: Ваш e-mail: « Днесь спасения нашего главизна …» Название сегодняшнего праздника указывает на какое-то особое, неслыханное ранее «радостное известие», прозвучавшее единожды в мировой истории. Этим и объясняется отсутствие у наименования праздника уточняющего смысл подзаголовка (особенно в обиходной речи) : произнося одно лишь слово «Благовещение», мы не боимся быть неверно понятыми, ибо «радостных известий» было много, но Благовещение случилось лишь однажды. Таким образом, название праздника «Благовещение Пресвятой Богородице» буквально означает: «Радостная весть [сообщенная] Пресвятой Богородице»

Из Евангелия от Луки мы узнаём, что немногим более двух тысячелетий тому назад в маленьком палестинском городке Назарете совершилось превосходящее наше разумение событие – природа Бога соединилась с природой человека. Здесь жила скромная подданная римского императора Августа, юная Мария, к тому времени сирота. Она происходила из династии царя Давида, к которой принадлежал и Иосиф, хранитель девства Марии, пожилой вдовец, которому Она была обручена во исполнение традиции, воспрещавшей добродетельной женщине оставаться одинокой. Иосиф был беден, разумеется, не афишировал свое происхождение (это было смертельно опасно!) и вёл жизнь простого ремесленника.

Можно представить чувства юной Девы, Которой, во время отсутствия Иосифа, вдруг зримо предстал небесный вестник. Последовал диалог (смотрите евангельское чтение) , из которого Мария узнала, что именно Её избрал Бог стать Матерью Своего пришедшего на землю Сына. Требуется лишь Её осознанное согласие. Дева Мария – Вторая Ева, как называет Её христианское богословие, – медлит, проявляя разумную осторожность, недостаток которой погубил первую Еву. Наконец, звучат слова: «Пред тобой – раба Господня; пусть осуществится во Мне то, что ты сказал».

О совершившемся в эти мгновения таинстве трудно говорить: любые слова кажутся непростительной дерзостью. Здесь пристало только благоговейное созерцание тайны: всем нам «уд о бее молчание (приличествует молчание) », – как поётся в одном из богородичных гимнов.

Постараемся лишь понять главное: то, что занимает несколько строк евангельского повествования, подготавливалось всей историей ветхозаветного человечества, и в диалоге ангела и Девы Марии эта история обрела свой смысл и долгожданное завершение. Ветхий завет (что значит буквально «древний союз», «старый договор») Бога с человеком, имевший характер подготовительный и временный, отныне сменяется Новым Союзом со всем человечеством и на все времена.

Одними лишь своими силами человек не мог преодолеть глубочайшую пропасть, разверзшуюся между ним и Богом, ибо страшный удар, сотрясший его в незапамятные времена («грехопадение прародителей») , расколол его сверху донизу: от высшего сознания до телесной природы. Он перестал принадлежать Своему Создателю, а значит – и своему разумному «я». Потребовалась встреча и реальное соединение Божественной и человеческой природы через Боговоплощение. Только так могла быть возвращена в первозданное достоинство целостная природа человека. И в лице Марии человечество достигло высшей точки своего духовно-нравственного развития и очищения на путях восстановления первоначального Союза с Богом.

Незамеченным было явление Деве Марии вестника Небес, никто не слышал происшедшего между ними разговора. Ничуть не изменилась видимая жизнь после исчезновения ангела – ни в самом Назарете, ни, тем более, в горделивом Риме. Но как удивились бы жители огромной многоязычной Империи, если бы узнали, что именно в этом неприметном событии нашла свое оправдание и завершение вся история человечества от Адама и что их потомки станут отсчитывать Новую эру от Дня Рождения мальчика, Которого окружающие пренебрежительно называли «сыном плотника»! «Сегодня – начало нашего спасения... », – поётся за богослужением. Продолжением его станет земная жизнь Богочеловека Иисуса Христа – «Второго Адама», а завершением – Тайная вечеря, Голгофа, возглас «Совершилось! », нисхождение во Ад, Тридневное Воскресение, Вознесение и сидение «одесн у ю Отца». Весенний народный обычай (имеющий древние месопотамские корни) в день Благовещения выпускать из клеток на волю пленённых птиц мелодически запечатлен в прекрасных стихах Александра Пушкина и Федора Туманского (†1853) . Юрий Рубан, канд. ист. наук, канд. богословия Литература: Рубан Ю. Благовещение Пресвятой Богородице. Л., 1991; Православная энциклопедия. М., 2002. Том V. С. 254–268; Шилейко В.

Древние христиане давали этому празднику разные имена: «Зачатие Христа», «Благовещение о Христе», «Начало искупления», «День приветствия», «Благовещение ангела Марии» и другие. Изначально он имел статус господского праздника, что и сейчас подтверждается совершением в этот день Евхаристической Литургии даже (!) в Страстную Пятницу. В отношении современного названия праздника мне уже приходилось писать: «В греческом и славянском языке слово «благовещение» требует после себя родительного падежа, поэтому в богослужебных книгах читаем: «Благовещение Пресвят ыя Богородиц ы », но, при переводе названия на русский язык, необходим дательный падеж: то есть «Благовещение Пресвят ой Богородиц е ». Дореволюционные литургические книги соблюдали эту грамматическую корректность, чего, к сожалению, нельзя сказать о современных» (Рубан Ю. Благовещение Пресвятой Богородице. Л., 1991. С. 17) . Действительно, в образцово выполненном параллельном (русском и славянском) издании текста службы находим два соответствующих языкам заголовка: «Благовещение Пресвятой Богородиц е (! – Ю. Р.) . Служба на праздник Благовещения Пресвят ы я Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии» ( М. : Изд. Моск. Синод. типографии, 1902 ) . Но см. название в современных календарях на русском языке!??? За подтверждением я обратился к своему другу – известному слависту Александру Кравецкому, ведущему научному сотруднику Института Русского языка РАН (Москва) , автору многочисленных научных работ, а также лучшего, на мой взгляд, учебника церковнославянского языка (совместно с супругой А. Плетнёвой) . Он ответил: «Да, я совершенно согласен с твоим примечанием. Назвал бы это не ошибкой (ты впрямую и не называешь) , а славянизацией не по разуму. Её сейчас ооочень много. – А. Кравецкий» (письмо от 15. III. 2016) . Приложение А. Пушкин Птичка В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью; За что на Бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать! Ф. Туманский Птичка Вчера я растворил темницу Воздушной пленнице моей: Я рощам возвратил певицу, Я возвратил свободу ей.

1: 24-38. – Зачало 3 ([Благовещение Пресвятой Богородице] А после тех дней зачала Елисавета, жена его) Захарии (, и пять месяцев скрывала себя от всех []. Она говорила: «Это сотворил для меня Господь в те дни, когда Ему благоугодно было снять с меня позор перед людьми».)

А когда была она на шестом месяце, послал Бог ангела Гавриила в галилейский город, именуемый Назарет, к Деве, обрученной жениху по имени Иосиф, из рода Давида; и было имя Девы той Мариам (Мария) .

И ангел, войдя к Ней, сказал: «Радуйся, Благодатная! С Тобою Господь! » Но Она сильно смутилась от его слов и стала раздумывать, что же значит такое приветствие. И сказал Ей ангел: «Не страшись, Мариам, ибо Ты обрела милость у Бога: и вот, Ты зачнёшь и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус.

И будет Он велик, и назовут Его Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, праотца Его, И воцарится Он над родом Иакова вовек, и Царству Его не будет конца».

И сказала Мариам ангелу: «Как же будет это, если Я не знаю мужа? » И ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святой сойдёт на Тебя, и Сила Вышнего осенит Тебя, потому Дитя Твоё будет свято и наречётся: Сын Божий.

Вот и Елисавета, родственница Твоя, в старости своей зачала сына, и тому уже шестой месяц, – а её называли бесплодной! Ибо нет для Бога ничего невозможного».


Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Пролог в поучениях на каждый день года, День 262 читать, скачать - протоиерей Виктор Гурьев | Проповеди, Проповедь 60 читать, скачать - священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской | Благовещение Пресвятой Богородицы читать, скачать - митрополит Вениамин (Федченков) | Икона Божией Матери «Благовещение» Киевская | Икона Божией Матери «Благовещение» Московская | Слова и речи, Слово 11 читать, скачать - митрополит Макарий (Булгаков) | схимонах Иосиф Ватопедский | Проповеди, Проповедь 52 читать, скачать - священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской | 8 апреля 2013 - Православный Церковный календарь | Слова и речи, Слово 21 читать, скачать - митрополит Макарий (Булгаков) | Объяснение апостольских чтений на Литургии во все воскресные дни года, Часть 7 читать, скачать | Урок патриарха Тихона: стихиям зла можно противопоставить только силу святости | Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года, Книга 10, Поучение 37 ... | Преподобный Савва Новый, иеромонах | «Днесь спасения нашего главизна…» | 7 апреля 2013 - Богослужебные указания | Канон Благовещению Пресвятой Богородицы | Слова и речи, Слово 23 читать, скачать - святитель Филарет Московский (Дроздов) | Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная в 2016 году | Святитель Тихон: епископ-миссионер, ставший патриархом-исповедником | Проповеди, Раздел 3 читать, скачать - Антоний, митрополит Сурожский | Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная | Слово в Неделю Крестопоклонную читать, скачать - святитель Герман Константинопольский | Проповеди и беседы, Часть 2, Глава 1 читать, скачать - протопресвитер Александр Шмеман | Святитель Тихон (Белавин) Московский и всея Руси, патриарх | Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы читать, скачать - святитель Геннадий Схоларий, патриарх ... |
Закон Божий, Часть 123 читать, скачать - ... ... — даров Святого Духа) . Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами». Ангел же продолжал говорить Ей: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И, вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца». Мария в недоумении спросила Ангела: «как это будет, когда Я мужа не знаю? » Ангел ответил Ей, что все это совершится силою всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот, и родственница Твоя, Елисавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, благодатная, Господь с Тобою. Сегодня начало нашего спасения и открытие тайны, предназначенной от вечности: Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил благовествует благодать. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, благодатная, Господь с Тобою. Днесь — сегодня; главизна — начало. ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелие от Луки (Лк.) ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Днесь спасения нашего главизна…»
Православный справочник - Источник из Источников "ПОИСКОВ.РФ"