Источник текста

Праздник Крещения. Крещение Иисуса Христа. Святое Богоявление.


ЦЕРКОВНЫЙ ГОД КРЕЩЕНИЕ Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 6 (19 по н. ст.) января, двунадесятый непереходящий праздник Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13 - 17; Мк. 1, 9 - 11; Лк. 3, 21 - 22) . Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить " седящих во тме и сени смертней " ( Мф. 4, 16 ) и спасти по благодати падший человеческий род.

Господь наш Иисус Христос принял Крещение в водах реки Иордан в 30-летнем возрасте. Пред тем, как Ему выйти на Свое служение спасению мира, Богом был послан великий пророк Иоанн Предтеча (т. е. предшественник) , чтобы приготовить людей к принятию Господа. Св. Иоанн проповедовал при Иордане и крестил приходящих к нему крещением покаяния. Когда же Сам Господь пришел к нему, чтобы тоже креститься, Иоанн говорил Ему: " Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? " Но Христос настоял на этом – не потому, что Сам имел нужду в Крещении, но для того, чтобы " исполнить всякую правду " – т. е. исполнить закон, " водами погребсти человеческий грех " , освятить водное естество и подать всем нам образ и пример Крещения. Крещение Господне именуется также Богоявлением, потому что при этом событии миру явлены были все три Лица Святой Троицы: Бог Сын крестился в Иордане, Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с Небес: " Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение " ( Мк. 1, 11 ) , и Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя.

По древней традиции в этот день на Руси после праздничной Литургии совершались крестные ходы на реки, водоемы и источники с совершением чина великого освящения воды.

В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.

В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Богослужении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотворца. В последующие столетия - с IV по IX век - все великие отцы Церкви - Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Богоявления. Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Богослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, " водами погребсти человеческий грех " , исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить " водное естество " и подать нам образ и пример Крещения.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: " Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся " ( Гал. 3, 27 ) .

Крещение, из серии " Лето Господне " , студия " Неофит " : Традиции и правила нашей Церкви День, предшествующий великому двунадесятому празднику Крещения Господня (19 января) , именуется Крещенским сочельником. Так же, как и сочельник Рождественский, это – день строгого поста, которым заканчиваются святки – праздничные дни после Рождества Христова. В этот день совершается Литургия святителя Василия Великого, читаются паремии – отрывки из Ветхого Завета, в них прообразовательно говорится о Святом Крещении, о таинственных свойствах воды, через которую сообщается людям благодать Божия. Так же, как и в сам праздник Крещения, в храмах совершается особый чин – великое освящение воды. Вода, освященная в эти дни, именуется крещенской или великой агиасмой и обладает особенными благодатными свойствами освящать материальные предметы и врачевать духовные и физические недуги. У православных верующих существует благочестивый обычай ежегодно, набрав крещенской воды, окроплять ею свои жилища.

Таким образом, мы испрашиваем благословения Божия своему дому, помощи себе в благочестивой и богоугодной жизни, а также очищаем свое жилище от воздействий бесовских сил – врагов нашего спасения. Крещенскую воду следует благоговейно хранить в течение всего года и относиться к ней, как к великой святыне. Святитель Иоанн Златоуст говорит: …ныне мир просветляется во всех частях своих: радуется прежде всего небо, передавая сходящий с небес глас Божий, освящается полетом Духа Святого воздух, освящается естество воды, как бы приучаясь омывать вместе с телами и души, и вся тварь земная ликует. Один только диавол плачет, видя святую купель, приготовленную для потопления его могущества.

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Священник Анатолий Гармаев. Пути и ошибки новоначальных. Ответы на вопросы (беседы в паломническом ... | Православное чтение | Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Неделя шестая Великого поста. | Успенский пост | Пасхальное Причастие: подарок священнику | "Письма Баламута" - о христианстве от противного - СУБЪЕКТИВНЫЕ WEB ЗАМЕТКИ | Властелин насекомых | Воскресение мелких обид | В начале было Слово. Сто избранных проповедей | Иконы для домашнего иконостаса | Александра Соколова - Две моих свечи. Дочь Иерусалима. Повесть о православном воспитании. | Вознесение Господне | Усекновение главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | Архив раздела - В помощь новоначальному. | Митрополит Сурожский Антоний. Неделя о мытаре и фарисее | О чине анафематствования | Покров Пресвятой Богородицы | ТАБУ ВМЕСТО СОВЕСТИ. Священник Александр Шрамко | Жизнь по добру - одна из основ христианства. Духовный листок "Дорога домой". Выпуск 1 | Праздник Крещения. Крещение Иисуса Христа. Святое Богоявление. | Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня | Осипов А.И. Послушание и молитва сегодняшнего христианина, согласно св. Игнатию Брянчанинову | ПРАВОСЛАВИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ. "КАЖДЫЙ ДЕНЬ, ВКЛЮЧАЯ СВОЙ КОМПЬЮТЕР, ПРОГРАММИСТ ПРИКАСАЕТСЯ К ... | Кит, тыква, пророк Иона и Воскресение Христово | О чине анафематствования | ТРОИЦА. День Святой Троицы. Пятидесятница. | Обрезание Господне | Успение Пресвятой Богородицы | Сила прихода | Есть только миг... | Тайна умножения хлебов | Пасха - Светлое Христово Воскресение. Подробно о празднике Пасхи | Правда о потерянном времени | Колокольные звоны Великого Поста | Осознание собственных неприятностей. Протоиерей Александр (Авдюгин) | Рождественский пост | Как проводить православного христианина в последний путь | Исповедь: покаяние или благословение на причастие? | Духовный листок «Дорога домой. Выпуск 45 - Что такое гордыня» | Как найти православную церковь на Западе | О Причащении на Пасху и Светлую седмицу | Сретение Господне. Сретенье. | Когда проходит влюбленность... в Церковь | Таинство крещения | Митрополит Антоний Сурожский. Беседа о смерти. | ЗАЧЕМ МЫ ПРИХОДИМ В ЦЕРКОВЬ | Митр. Сурожский Антоний: “Скажи мне имя Твое” (Быт 32:29). | Что такое гордыня (о. Александр Ельчанинов) | Платок - это красиво | Апостолат семидесяти. Кто ближний? Не осуждайте ни Марфы, ни Марии | Таинство исповеди | Протоиерей Валентин Свенцицкий Диалоги | Учение православной церкви о Пресвятой Троице | Основа христианского учения | На пути от плохого к хорошему. Метаморфозы духов. | Митр. Сурожский Антоний: Учитесь молиться! | Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | ОДИН НА ОДИН С БОГОМ. Исповедь в Православной Церкви. Беседа со свящ. Алексием Тимаковым | Митр. Сурожский Антоний: Стучитесь! | Как создавалась Православно-Христианская вера | Водою и кровию и духом. Толкование на Евангелие от Иоанна | О посте. Епископ Иларион (Алфеев) | «Павлово Евангелие» - о послании к Римлянам апостола Павла | Человек в современном Православии. Интервью игумена Евмения корреспонденту газеты "НГ-религия" ... | Священник Александр Ельчанинов Записи. Из писем к молодежи | Нагорная проповедь | Кто такие нищие духом? | Учение Библии о Божественном достоинстве Христа и Святого Духа | Митр. Сурожский Антоний: На пути вглубь | Литургия: опыт богословского комментария | Внутренний мир гордого человека | Митр. Антоний Сурожский: Как учиться молитве | Наставления преподобного Серафима Саровского | Как правильно обращаться с иконами |
Из истории о Рождестве Христовом. «И СЛОВО ПЛОТЬ ... ... узнаем, что конец 69 седмин и, следовательно, явление Христа должно было последовать в 779-м году от основания Рима. Святой евангелист Лука удостоверяет, что явление Иоанна Крестителя на проповедь последовало в 15-й год правления Тиберия кесаря ( Лк. 3, 1 ) , то есть в 779-м году от основания Рима, — в том самом году, как было объявлено Архангелом Даниилу. Святитель Кирилл Иерусалимский, используя в своих расчетах древнегреческое исчисление времени по олимпиадам, приходит ко времени воцарения иноплеменника Ирода. Те же расчеты, но проверенные по Канону царей, приводят нас к году Крещения Иисуса Христа на Иордане. Если же считать седмины от указа Артаксеркса Неемии, то получим время Входа Господня в Иерусалим накануне страдания на Кресте. Совершенно неоспорим тот факт, что Спаситель родился во время правления Иудеей Ирода; что, считая 483 года от указа Артаксеркса Ездре, мы получим год явления Господа нашего Иисуса Христа на Иордане, а считая те же годы от декрета Артаксеркса Неемии — год крестной смерти и Воскресения Спасителя. Какой бы из годов мы ни приняли за точку отсчета, все три главных части пророчества безусловно исполняются: по истечении 69 седмин от ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Праздник Крещения. Крещение Иисуса Христа. Святое Богоявление.
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"