Две природы храма Воскресения Христова Православие.Ru

  001   002  003   004
В начало текстаВ конец текста
Французские зодчие (мы знаем по имени лишь мэтра Журдена, создателя пятиярусной звонницы, укороченной позже на два пролета ударом молнии, но, возможно, проектировавшего и само здание базилики) объединили все Святые места под одной крышей, создав уникальное монументальное здание в романском стиле. Этот свой облик середины XII в. храм, освященный 15 июля 1149 г., сохраняет и сегодня, хотя серьезные испытания ждали его и в последующие столетия.

Где находятся настоящие святыни Храм серьезно пострадал от пожара 1808 г., когда рухнувший купол Ротонды полностью разрушил Кувуклию. Она была возведена заново греческим архитектором Николаем Комниносом из Митилены. Ему же принадлежит и нынешний облик Голгофы и Кафоликона – греческого соборного храма.

Замечательный зодчий претерпел мученическую смерть от турок во время Греческого восстания 1821 г. А 13 лет спустя новая беда в буквальном смысле слова стряслась и над воздвигнутым им куполом – это майское землетрясение 1834 г. 35 лет уйдет у христианского мира на переговоры, конфронтации и согласования представителей различных стран и конфессий по вопросу о его восстановлении, включая Крымскую войну 1853–1856 гг. Сохранилась огромная дипломатическая переписка на этот счет – так называемое «Дело о куполе». В конечном счете финансировали восстановление Россия и Франция. Архитектором с российской стороны был Мартын Иванович Эппингер, с французской – архитектор К. Маусс. Нынешнее оформление купола с позолотой и изображением звезд – работа уже XX в.

Тридневное ложе Спасителя в Кувуклии с XVI в. накрыто мраморной плитой, а сохранившаяся часть отвального камня в приделе Ангела заключена в каменный ковчег. Дело в том, что святыни серьезно страдали от благочестия паломников, всячески старавшихся унести хоть какую-то их частичку. По преданию, мраморную плиту над Ложем специально раскололи пополам, дабы у турок не возник соблазн ее унести.

Всего в Храме Гроба Господня находится более десяти Святых мест, связанных со Страданием и Воскресением Христа.

Специалисты считают, что наибольшей евангельской, топографической и археологической достоверностью обладают Голгофа, пещера Гроба и место обретения Животворящего Креста Господня. Другие – Камень Помазания, могилы Никодима и Иосифа Аримафейского, место Трех Марий – тесно связаны с событиями Евангелия, но предание о точном их местоположении засвидетельствовано лишь в более поздних источниках. Результатом историко-литургической реконструкции являются, например, приделы Богородицы Скорбящей и Уз Христовых, святого Лонгина Сотника и Тернового Венца. А такие святыни, как придел на месте захоронения главы Адама, совмещают евангельскую основу события с глубоким богословским и символическим значением. Предание о погребении Адама здесь, у подножия Голгофы (или о перенесении его главы сюда легендарным Первосвященником Мельхиседеком) , имеет древнее происхождение. Независимо от археологической достоверности легенды литургический смысл освящения часовни основывается на учении апостола Павла о Христе как Новом Адаме: « …как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» ( 1 Кор. 15: 22 ) . Status Quo В ряде случаев мы сталкиваемся в Храме Гроба Господня и с таким нередким в Святой земле явлением, которое уместно назвать «конфессиональным дублированием» святынь. Например, у католиков есть свой придел Разделения риз (на Голгофе) , у армян – свой (перед спуском в подземный храм Елены) , у католиков – свое место явления Христа Магдалине (престол «Не прикасайся ко Мне» – к северу от Кувуклии) , у православных – свое (в храме Жен-Мироносиц, рядом с колокольней) . В армянской церкви на галерее храма есть даже своя Голгофа… Никодим Павлович Кондаков Рассуждая о том, как происходило формирование сакрального пространства Храма Гроба Господня, Никодим Павлович Кондаков писал: «Само время мало-помалу придало значение каждому уголку древнего храма, осмыслило все его входы, ниши и экседры (полукруглой ниши) , дворы и притворы, а рефлекс грека и не знающее условий времени и места воображение сирийца населили каждый угол священными воспоминаниями, начиная с Авраама и кончая святой Мариею Египетскою».

Правовые, имущественные и территориальные границы, закрепленные за каждой из конфессий в Храме Гроба Господня, строго оговорены. Ни одна икона, ни одна лампада не мо¬гут быть добавлены или убраны без общего согласия. Во избежание недоразумений и даже физических межконфессиональных разборок ( нередких, к сожалению, в XVIII–XIX вв. ) , все заинтересованные стороны соблюдают исторически сложившийся Status Quo. Он определен султанским фирманом, изданным по завершении Крымской войны в 1857 г. и основанным, в свою очередь, на более старом фирмане 1757 г.

С точки зрения церковной принадлежности храм находится в совместном владении – и, соответственно, под совместным управлением – нескольких христианских исповеданий. К концу средневековья в Иерусалиме и в храме присутствовали семь Церквей: Православная Греческая, Православная Грузинская, Католическая и четыре Православные Церкви Востока (монофизитские) – Армянская, Сиро-Яковитская, Коптская и Эфиопская (Абиссинская, как называли ее до середины XX века) .
  001   002  003   004
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

пасху строящемся храме преображения господня коммунарке было совершено первое богослужение | гроба господня храме | прп иоасаф метеорский роспись кафоликона мон-ря преображения господня великие метеоры 1552 | копия кувуклии гроба господня | церковь входа господня иерусалим при тульском свечном заводе |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Две природы храма Воскресения Христова Православие.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера