> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Киев, Православная Богословская энциклопедия или Богословский ...

  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста
состоялась между Литвою и Польшею государственная сделка, в силу которой оба государства соединялись под властию одного государя, при чем великие князья лиговские обязывались принимать католическую веру и распространять ее в своем государстве. Вследствие этого литовско-русское государство постепенно становится польско-литовским государством.

Этот двойственный до противоположности характер влияний, воздействовавших на литовское племя, бывший одною из коренных причин внутреннего разложения его и внешнего упадка, в последствии времени отразился и на судьбах Киева с того времени, когда он поступил под литовскую опеку. В XV веке учреждена была в Киеве бискупская кафедра. Сначала Киевом управляют литовско-русские князья православного исповедания на правах удельных князей; потом эти киевские удельные князья заменяются воеводами литовско-русского же происхождения, частию католиками, но больше православными; наконец, киевские воеводы безразлично назначаются из литовцев и поляков, но непременно из католиков, которые принимают решительные меры к ополчению Киева.

В 1362 г. Киев взят был великим князем литовским Ольгердом, который назначил удельным князем киевским одного из старших сыновей своих Владимира. Желая восстановить митрополичью кафедру в Киеве, Владимир Ольгердович признал и постоянно поддерживал посвященного для Литвы митрополита Киприана и устранил избранного в Москве на митрополию Дионисия, задержав его в Киеве, где он и скончался. Правил Владимир своею землею вполне самостоятельно и чеканил монету со своим именем и гербом литовским, но с прибавлением татарской тамги. Но такая самостоятельность Владимира не понравилась преемнику Ольгерда, великому князю Витовту, который, поэтому, в 1392 г. предпринял поход против Владимира за то, что последний, „бывши в Киеве, не всхоте покоры учинити и челом „ударити“, и в 1395 г. вывел его из Киева и дал ему незначительный копыльский удел, передав киевское княжение Скиргайлу Ольгердовичу; однако, тело Владимира погребено было в Печерском монастыре.

Новый князь киевский Иоанн Скиргайло также оставался православным и был предан русской народности, которая платила ему искреннею любовию. Польский историк замечает, что князь этот „больше старался об умножении святыни по греческому обряду, нежели о распространении католической веры, потому что с первоначального возраста он воспитывался среди русских“. Скиргайло скоропостижно умер в 1397 г. и погребен в Киево-Печерском монастыре.

По смерти Скиргайла, Витовт не отдал Киева никому из князей, а управлял им чрез своих наместников. Первым таким наместником или воеводою киевским был его ближайший сподвижник и родственник, служилый князь Иван Ольгимунтович Гольшанский, из рода которого происходила св. Иулиания Гольшанская. Пользуясь междоусобиями татарских ханов, Витовт вмешался в татарские дела и тем вызвал татарские нападения на Киев. В 1399 г. Темир-Кутлук (Тамерлан) напал на Киев и взял с него окуп в 3. 000 рублей серебра и особо с Печерского монастыря 30 рублей. В 1416 г. военачальник Темир-Кутлука Эдигей снова напал на Киев, воевал около Киева и монастырь Печерский пограбил и пожег.

В 1435 г. Свиргайло Ольгердович, сторонник русской партии в Литве, ведя борьбу с братом своим польским королем Ягайлом Ольгердовичем и с великим князем литовским Казпмиром Кейстутьевичем и потеряв сражение, нашел себе убежище в Киеве и держался здесь до 1440 г. В этом году новый великий князь литовский Казимир Ягайлович восстановил киевский удел и отдал его князю Олельку (Александру) , сыну бывшего киевского князя Владимира Ольгердовича.

Олелько Владимирович оказал большую услугу русской православной церкви, предотвратив первую попытку церковной унии с Римом и изгнав из Киева принявшего Флорентинскую унию лжемитрополита Исидора. Олелько признал власть московского митрополита св. Ионы и дал киевской митрополии грамоту, которою обеспечивалась неприкосновенность доходов киевской митрополии и освобождались от княжеского суда жители митрополичьих земель. Он умер в 1455 году и погребен в Киево-Печерском монастыре.

Сын его Симеон Олельковить получил Киев лишь в пожизненное владение, а не на правах наследственной вотчины. Он восстановил великую церковь Киево-Печерского монастыря, лежавшую в развалинах со времени Эдигеева нашествия на Киев в 1416 г., „украсил ее иконным писанием и обогатил златом, и сребром, и сосуды церковными». Он умер в 1471 г., а погребен в возобновленной им великой церкви Киево-Печерского монастыря.

По смерти Симеона Олельковича, Казимир Ягайлович решил назначать в Киев не князей, а воевод. Первым воеводою киевским назначен был Мартын Янович Гаштольд, которого киевляне не пустили в город, „яко не токмо не князь бе, но более яко лях бе» и просили короля назначить правителем Киева Михаила Олельковича, или другого князя православной веры. Но Казимир не уважил просьбы киевлян: Гаштольд отправлен был на воеводство с литовским войском и должен был начать свое управление с того, что взял приступом главный город своей области. А в 1472 г.
  001   002   003   004   005   006   007  008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

приходских попечительствах при православных церквах | серафимом самойловичем | ярополка гавриила изяславича | великое княжество литовское | херсонских епархиальных ведомостей |
Постоянная ссылка: Киев, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X - профессор Александр Павлович Лопухин
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера