> Дело дня: Помогите ребёнку <

Русский крест Ивана Тургенева (в преддверии 200-летия писателя) : ...

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
Новикова-Строганова Алла Анатольевна Есть мнение, что Иван Сергеевич Тургенев — не христианский писатель, даже атеист. Но стоит внимательному читателю глубже ознакомиться с его произведениями, как тут же станет понятно, что это не так, что, как и вся великая русская литература, наследие Тургенева проникнуто христанским духом. Об этом и напоминает читателям портала автор статьи.

Необходимо всем писателям сплотиться вместе и встать на защиту святой веры от врагов ея. И. С. Тургенев О Тургеневе было не принято говорить как о христианском писателе. По большей части его представляли как «атеиста», «либерала», «западника», «русского европейца».

Но к сожалению, это не только атеистические либо иноверческие трактовки, лукаво насаждаемые, как плевелы среди пшеницы, на протяжении долгих десятилетий.

Ещё Н. С. Лесков писал о том, как «многократно, грубо и недостойно оскорбляем наш благородный писатель» — «представитель и выразитель умственного и нравственного роста России». Продажные либералы действовали «грубо, нахально и безразборчиво»; консерваторы «язвили его злоехидно». Тех и других Лесков уподоблял, используя сравнение Виктора Гюго, хищным волкам, «которые со злости хватались зубами за свой собственный хвост». По лесковскому замечанию, «осмеять можно всё, как всё можно до известной степени опошлить. С лёгкой руки Цельзия было много мастеров, которые делали такие опыты даже над самым учением христианским, но оно от этого не утратило своего значения».

Некоторые начётники также готовы исключить Тургенева из ряда писателей-христиан, руководствуясь своими мерками: «Сколько раз в год ходил в церковь? Принимал ли участие в обрядах? Часто ли исповедовался, причащался? » Однако с такими вопросами к душе человеческой вправе лишь Бог подходить. Хорошо бы здесь припомнить наставление апостольское: «Не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь» ( 1 Кор. 4: 5 ) .

Только в самые последние годы жизни профессор Курляндская (а прожила она без малого сто лет) не смогла не признать, что Тургенев в своём творчестве делал «определённые шаги на пути к христианству». Однако даже в такой робкой формулировке этот тезис не прижился. До сих пор и в профессиональном литературоведении, и в обыденном сознании укоренилось превратное представление о Тургеневе как об атеисте. В качестве аргументов беспардонно пошли в ход и некоторые тургеневские высказывания, иезуитски выдернутые из контекста, и образ жизни — по большей части вдали от родины, «на краю чужого гнезда», и даже обстоятельства смерти писателя.

При этом никто из сторонников такой безблагодатной позиции не явил в собственной жизни высоких образцов ни святости, ни аскетизма, ни праведничества, ни выдающегося таланта. Добротолюбие учит: «Кто возбраняет устам своим пересуждать, тот хранит сердце своё от страстей, тот ежечасно зрит Бога». По всей видимости, «обвинители», «пересуждающие» жизнь и творчество писателя, далеко отстоят от христианства и евангельских заповедей неосуждения: «Не судите, да не судимы будете; Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Мф. 7: 1–2 ) .

Всем ли удастся в своё время сподобиться «христианской кончины живота нашего, безболезненной, непостыдной, мирной, и доброго ответа на Страшном суде Христовом», о чём молится Церковь? Что будет с каждым из нас по выходе из «кожаной ризы», надетой на земле? Не может не замереть душа перед этими вопросами. Но ответ только «на Страшном суде узнаем» — как любил повторять христианский писатель Сергей Нилус.

В Боге, возвестившем: « Аз есмь Истина, и Путь, и Жизнь » ( Ин. 14: 6 ) , — единственно истинный подход к любому явлению жизни. «Кто учит иному, — говорит апостол Павел, — и не следует словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заражён страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения, пустые споры между людьми повреждённого ума, чуждыми истины» ( 1 Тим. 6: 3–5 ) .

Господь каждому даёт свои таланты и свой крест — по плечам и по силам. Так что взваливать все кресты непосильной ношей на одного человека невозможно. У каждого свой крест. Как писал наш современник, убиенный поэт Николай Мельников в поэме «Русский крест»: Крест взвали себе на плечи, Он тяжёл, но ты иди, Чем бы ни был путь отмечен, Что б ни ждало впереди! — В чём же крест мой? Кто же знает?

Тургеневу хватило его собственного креста, чтобы прославить своё Отечество доброю славой во всём мире.

Писатель жизнь свою положил в том числе на переводы произведений русской литературы, чтобы познакомить с ней Европу; основал во Франции первую русскую библиотеку. Его личность и творчество светят на весь мир.
 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

церковь спаса нерукотворного образа спасском что лому | ключевская мужская пустынь честь казанской иконы божией матери тургеневе ардатовскогорайона открыта дек 1993 | собор спаса нерукотворного образа староселегинском спасском монастыре | часовня александра невского спасском-лутовиново | церковь спаса нерукотворного образа спасском пальцевском монастыре |

Источник текста


Постоянная ссылка: Русский крест Ивана Тургенева (в преддверии 200-летия писателя) : Портал Богослов.Ru
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера