> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Киприан, святой, Православная Богословская энциклопедия или ...

 001   002   003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста
, История канонизации святых в русской церкви, 2-е изд., Москва 1903, стр. 191 сл. 559–560] – митрополит всея России, был болгарин (смотреть у профессора Е. Голубинского и А. И. Яцимирского, а также у архимандрита Амфилохия в «Трудах 3-го Археологического съезда») , хотя в Никоновской Летописи и Степенной книге называется «сербином» и, по словам его племянника Григория Цамблака (известного литовского митрополита) , происходил из города Тернова. Без сомнения, по влечению к монашеской жизни он рано поселился на Афоне и затем был чиновником в клире константинопольском. Его первое появление в России относится к концу 1373 или началу 1374 годов, когда он упоминается (Никоновская Летопись IV, 40) в качестве патриаршего посла для расследования отношений митрополита Алексия к западнорусским церквам по поводу жалоб Ольгерда на забвение его владений митрополитом Московским и на суровость последнего (Acta II, 118) . В течение этого пребывания он сумел понять интересы литовских князей, склонил их на свою сторону и написал от лица их просительную грамоту к патриарху о постановлении его в сан митрополита русского со многими обвинениями на митрополита Алексия, которого уверил в своем полном расположении. Вернувшись обратно, Киприан повел дело так, что был избран ( Acta II, 13–14 и ср. 120 ) и «поставлен Филофеем, патриархом цареградским», в сан митрополита киевского и литовского, с правом на всю Россию по смерти митрополита Алексия. Это был акт неканонический (Acta II, 17) , и сам Киприан после вынужден был затушевывать его туманною фразой: «не вем, како судьбами, ими же весть Бог, и аз смиренный возведен бых на великий престол митрополии русския» ( Степ. кн. I, 40 ) .

Получив, таким образом, в декабре 1375 года (или, – по тогдашнему счету с сентября, – в начале 1376 года) пока только часть последней, Киприан пожелал немедленно же завладеть всею и с этого мыслью 9 июня «выехал в Киев» («Православный Собеседник» 1860 г., II, 95) . Отсюда он хотел проникнуть в Москву, но тут ему «прилучилось мало нечто противное» ( Ст. кн. I, 422 ) : великий князь Димитрий Иоаннович (Донской) не принял Киприана, а его хлопоты в Новгороде и Пскову остались безуспешны. Тогда Киприан решился выжидать в Киеве благоприятных обстоятельств. Смерть святого Алексия († 12 февраля 1378 года) , по-видимому, открывала ему свободную дорогу к достижению митрополии московской; однако великий князь избрал своего кандидата в лице духовника и любимца своего, Спасского архимандрита Михаила, по прозванию Митяя. Несомненно, что известия Никоновской летописи (– и, вероятно, не без влияния Киприана –) об этом лице сильно преувеличены в дурную для него сторону. Тем не менее, если не поведение, то странное и нелегальное положение Михаила в качестве неслыханного доселе наместника митрополита, со всеми правами и привилегиями последнего, вызвало в Москве немало затруднений и замешательств. Киприан счел этот момент удобным для осуществления своих планов и в мае 1378 году двинулся в Москву в уверенности, что найдет себе энергичную поддержку в среде недовольных Митяем и что великий князь должен будет примириться с совершившимся фактом, который теперь получал и каноническое оправдание. Его надежды казались ему тем более основательными, что у него были хорошие связи, например, с такими людьми, как Сергий Радонежский и Феодор Симоновский, которым он и писал с дороги 3-го июня из Любутска (ныне село Любудское в Калужском уезде) , приглашая их повидаться с ним, «где они сами погадают». Но все эти расчеты не оправдались: великий князь изгнал пришельца из Москвы с величайшим срамом, почему Киприан готов был подозревать замыслы о его «убиении или потоплении». В необычайном раздражении по этому случаю он написал 23-го июня новое послание тем же лицам, с изображением своих злоключений, и положил клятву на всех виновных и причастных к ним, поскольку «аще брат мой (Алексий) преставился, аз есмь святитель на его месте, моя есть митрополия» («Православный Собеседник» 1860 г., II, 94) . В этом убеждении он начертывает такую программу дальнейших действий: «а ко Царюгороду еду оборонитися Богом и святым патриархом и великим собором» с целью извлечь некую пользу и из самого позора своего: «мне их бещестие большу честь приложило по всей земли и в Царигороде» ( idid., 102 ) . С одной стороны, ему ничего иного не оставалось, а с другой – необходимо было предотвратить или отразить влияние противников, которые и сами помышляли о поездке в Константинополь.
 001   002   003   004   005   006
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

западноевропейский экзархат русских православных приходов | архиепископия русских православных церквей западной европе | григория цамблака | игнатием диаконом | львом диаконом |
Постоянная ссылка: Киприан, святой, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X - профессор Александр Павлович Лопухин
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера