Москва и Орда, Раздел 12 - читать, скачать

  001  002 
В начало текстаВ конец текста
1884. Т. 10. Базилевич К. В. Ярлык Ахмед-хана Ивану III Вестн. МГУ Сер. История. 1948. №1; Он же. Внешняя политика Русского централизованного государства: Вторая половина XV века. М., 1952. С. 164–165.

О проблеме подлинности ярлыка и возможности компиляции дошедшего до нас текста на основе нескольких посланий Ахмата см. гл. 9.

От высоких гор, от темных лесов, от сладких вод, от чистых поль. Ахматово слово ко Ивану. От четырех конец земли, от двоюнадесять Поморий, от седмадесят орд, от Болшия Орды.

Ведомо да есть: кто нам был недруг, что стал на моем царстве копытом, и аз на его царстве стал всеми четырми копыты; и того Бог убил своим копием, дети ж его по Ордам розбежалися; четыре Карачи в Крыму ся от меня отсидели. А вам ся есмя государи учинили от Саина царя сабелным концем. И ты б мою подать въ 40 день собрал: 60 000 алтын, 20 000 вешнею, да 60 000 алтын осеннюю, а на себе бы еси носил Ботыево знамение, у колпока верх вогнув ходил, ǀǀ зане ж вы блужныя просяники. Толко моея подати в 40 день не зберешь, а на себе не учнешь Батыево знамения носити, почен тобою в головах и всех твоих бояр з густыми волосы и с великими борадами у меня будут; или паки мои дворяне с хозовыми сагадаками и с софьяными сапоги у тебя будут. А крепкия по лесом пути твои есмя видели и водския броды есьмя по рекам сметили. Меж дорог яз один город наехал, тому ж так и стало. А Даньяры бы еси царевичя оттоле свел, а толко не сведеш, и аз, его ищучи, и тебе найду. А нынеча есми от берега пошол, потому что у меня люди без одож, а кони без попон. А минет сердце зимы девеносто дней, и аз опять на тебя буду, а пить ти у меня вода мутная. №3. Ярлык-послание Муртозы великому князю Ивану Васильевичу Написано в 1486 г., доставлено в Москву в августе 1487 г.

Печатается по рукописи: РГАДА. Ф. 123 (Посольские книги по связям с Крымским ханством) . Оп. 1. Д. 1 (Посольская книга 1474–1499 гг.) . Л. 81 об. ‒82. Ранее опубликовано: Сб. РИО. СПб., 1884. Т. 41. №19. С. 68–69.

О рукописи см. : Бережков М. Н. Древнейшая книга крымских посольских дел (1474–1505 гг.) Изв. Таврической ученой архивной комиссии. Симферополь, 1894. №21.

Характеристику содержания посланий Муртозы Ивану III и Нурдовлату см. в гл. 9. л. 81 об. л. 82 Муртозино слово Ивану.

Сведомо буди, что тот Нурдовлат царь от отца моего до cеx мест со мною в любви был; опосле того пак с Менли-Гиреем были есмя правду свою учинили, и Менли-Гиреи в той правде не устоял, после того опять против того собе нашол, таково ж так ся над ним състало. А нынечя Менли-Гиреи нам недруг, в его место Нурдовлата царя учиним, молвя, надею держим. А нынеча сем путем у тобя Нурдовлата царя просити, Шихбаглулом зовут, слугу своего послал есми. И сесь Шихбаглул доедет сего Нурдовлата царя, ǀǀ кое бы ти его к нам отпустити, за то не постои; а жоны бы его и дети у тобя были, коли бог помилует, тот юрт ему даст, и он их у тобя после того тогды добром возмет. Менли-Гиреи царь тобе друг учинился, а Нурдовлат царь ведь тобе не недруг жо; нам тот пригож, и ты сего пусти, нынечя его не заборони к нам отпустити. Молвя, ярлык послал есми. №4. Послание Муртозы Нурдовлату Написано в 1486 г., доставлено в Москву в августе 1487 г.

и учеников его. А после сего добра и похвалы, сведомо бы тобе то было, что из старины и до сех мест с вами мы одного отца дети есмя были. Правда, так есть после пак того прилучеи таков състался, предние наши ǀǀ о кости о лодыжном мозгу юрта деля своего розбранилися, да того деля промеж их много лиха и нелюбви было; а опосле того опять то лихо от себя отложили, и кои потоки кровью текли, те опять меж их молоком протекли, а тот бранной огонь любовною водою угасили, а с вашим юртом наш юрт как бы один учинил, кои на Божеи покои пошол святой Ахмат царь. И как ся были уж есмя умирили, и тот бранной огонь опять зажог брат твои Менли-Гиреи царь, а право свое порушил, и нам не по мере силу учинил был; ино сотворитель всей вселеннеи Господь Бог то лихо на него оборотил: сколко над ним дел състалося, то тебе сведомо. А нынечя отець мои Ахмат царь, милосердие Божие над ним было, он был то нам в прок учинил, а мы пак братья твои, инако учинити того у нас на мысли нет; а хто будет лих, тому противу Бог самому отдаст нам верным. Про твое величество, своего брата, что ты живешь промеж неверных, непригож ся видит так. Сем случяем величеству твоему тяжелой поклон с лехким поминком, Шихбаглулом зовут, слугу своего послал есми. А ещо сесь Шихбаглул доедет до твоего величества, лице твое увидить, и что будут у тобя твои тайные речи, и ты те речи про свое величество и здоровье с Шихбаглулом ǀǀ ко мне прикажи, нас собе в любви держа. Нечто ис тое из поганые земли избыти захочешь мысль твоа будет, ино яз к Ивану с тем жо Шихбаглулом о том же грамоту послал есми; а восе пак нечто не всхочеш, мысли твоей не будет, и ты где ни будеш, там бы еси здоров был, а нас в братстве не забывай. Молвив, грамоту послал есми, лета 891 писана.
  001  002 
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

послание муртозы нурдовлату |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Москва и Орда, Раздел 12 - читать, скачать
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера