Москва и Орда, Раздел 12 - читать, скачать

 001   002
В начало текстаВ конец текста
► Приложение II. Послания правителей Орды в Москву Документы, направленные русским князьям правителями Орды – очень плохо сохранившийся вид источников. Из ярлыков, выдаваемых в Орде на княжение, не дошел ни один (в отличие от ярлыков ордынских и крымских ханов правителям Польско-Литовского государства и ярлыков русским митрополитам) . Из посланий сохранились (в русских переводах) только три – Едигея к Василию I, Ахмата и Муртозы к Ивану III. С посланием Муртозы к великому князю московскому тесно связано его же послание касимовскому хану Нурдовлату (собственно, оно и направлялось последнему через Москву, где было задержано, не дойдя до адресата) ; поэтому эти два документа публикуются вместе

О проблеме аутентичности послания см. в гл. 7. л. 416 об. л. 417 л. 417 об. л. 418 От 1 Едегеа поклон к Василью да много поклонов, како ти поклоны приидуть ǀǀ и царев ярлык. Оучинилося таково с царевичи и с князьми по думе: царевичев и князей и мене с ними послал Тахтамышевых 2 детеи деля 2. Слышание учинилося таково, что Тахтамышевы дети у тебе; того дети 3 пришли есмя ратью. Да еще слышание наше таково, что ся у тебе чинить в градех: торговци и послы царевы приездят, и вы царевых послов на смех подымаете, а торговцов тако же на смех подымаете, да велнкаа нм истома чинится оу тебе: и то не добро. А переже сего оулусь быль, и сю дръжаву держал да и пошлину, инех царевых послов честил, а гостей дръжали без истомы и без обиды. И ты бы въспросилъ старцев, како ся деяло преже сего. И ты ся с старцы не спрашиваешь; что добро было переже сего, а того не деешь ныне 4. Тако Темирь 5 сел на царстве, учинился улусоу господарь 6, тако от тех мест оу царя в Орде еси не бывал, царя еси не видал 7, ни князей, ни стареиших бояр, ни менших, ни оного еси не присылывал. Тако ся то царство минуло, и потом Шадибек осмь лет царствовал; у того еси тако же не бывал, ни 8 брата, ни сына 8, ни с которым словом не посылывал. Шадибеково царство тако ся минуло, а нынечя Булатъ сел на царстве, оуже третии год царствуеть; тако же еси не бывал, ни сына, ни брата и стареишаго боярина 9. Над селикым царевым 10 улусом стареишии еси великыи князь, а вси твои дела ǀǀ не добры. Добрые нрави и добраа дела и добраа доума к Орде была от Феодора от Кошки, добрый был человек; которые добрые дела ордынскые, тот тобе поминал. И то ся минуло, и нынеча пак у тебе сын его Иван, казначеи, любовник и стареишина; и ты ныне ис того слова и думы не выступаешь, 11 которая его дума недобрая и слова, и ты ис того слова не выступаешь 11 и старцев земскых думы ни слова не слушаешь, которые ведают; ино того думою учинилася улусоу пакость. А опять бы еси так не делал, и ты бы своих бояр стареиших събрал и многых старцев земскых, думал бы еси с ними добрую думу, каа пошлина добро, чтобы твоим христианом многымь и великымь в твоей дръжаве не погыбли бы до конца. Или пак всхочешь не тако чинити, или осваиватися, ино ся робятити, како ти ся пошлина ведати, како ти в улусе сем княжити? А како к намь 12 шлешь ежелет 12 жалобы и жалобные грамоты, а ркучи тако, что «ся улоус истомил, выхода взяти не на чем»? Ино мы преже сего улуса твоего не видали, толко есмя слыхали; а что твои приказы или твои грамоты к нам, то еси намь все лгал; а что еси имал в своей державе с всякого улуса с двою сох рубль, и то пак серебро где ся девает? Како бы съзвати, како бы в твоемь отдан мужьскы по исправе, ино бы тое напасти улусоу не учинилось, ǀǀ а христиане бы не погыбли. 1 Нет. 2‒2 делъ детии. 3 деля. 4 Доб. тако ли то добро, что тако даешь. 5 Доб. Коутлуи. 6 государь. 7 ведал. 8‒8 сына ни брата. 9 Пропущено сказуемое, по смыслу – «не посылывалъ» или «не присылывалъ». 10 Нет. 11‒11 Нет. 12‒12 ежелеть шлешь. №2. Ярлык-послание Ахмата великому князю Ивану Васильевичу Печатается по единственной рукописи (первая половина XVII в.) : ГИМ, собр. Синодальное, №272. Л. 401–401 об.

Ранее опубликовано: Леонид, архимандрит. Два акта XV в. с объяснительными примечаниями Изв. РАО. СПб.,
 001   002
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

послание муртозы нурдовлату |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Москва и Орда, Раздел 12 - читать, скачать
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера