> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Послания, Послание 36 - читать, скачать - преподобный Феодор Студит

 001   002
В начало текстаВ конец текста
Во-первых, они поступают против Ветхого и Нового Завета. «Не прелюбодействуй, – говорит закон, – не произноси имени Господа Бога твоего напрасно» ( Исх. 20: 14, 7 ) ; «один закон да будет и для иудея, и для пришельца» ( Исх. 12: 49 ) . Потом Евангелие, или Христос говорит: «вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам»: и не взирай «на женщину с вожделением» ( Мф. 5: 27, 28 ) , и еще: «Тот, кто нарушит одну из этих заповедей малейших, малейшим наречется в царствии небесном» ( Мф. 5: 19 ) , т. е. будет ввергнут в огонь, как толкуют Отцы.

А эти, – страшно и слышать, – прелюбодеяние, запрещенное законом и благодатью, вплоть до взгляда с вожделением, нарушение первой в жизни и величайшей заповеди, и притом употребление имени Божия не всуе, а при таком беззаконном и нечестивом действии, то есть употребление имени Божия при бракосочетании прелюбодеев, приобщение Тайн Христовых и противное Богу венчание, совершенное поистине виновником прелюбодеяния диаволом и его служителем, – назвали Божией экономией, благой и спасительной для Церкви.

Закроем уши наши, братья, чтобы нам как-нибудь не погибнуть от этого богохульства. А в оправдание себе они говорят, что по отношению к царям не нужно обращать внимания на законы Евангельские. Вот другое предвозвещение антихриста! Что же значит: «один закон да будет» ( Исх. 12: 49 ) ? Что значит: «строг суд над начальствующими. Господь всех не убоится лица» ( Прем. 6: 5 ) ? Что значит: «Бог не взирает на лицо человека» ( Гал. 2: 6 ) ? Кто же законодатель для царя? Если по начальнику бывает и подчиненный, то Евангельские законы не только для подчиненных. Ибо если эти законы относятся к первому, то и к последним, чтобы, подчиняясь одному закону и законодателю, они были покорны и мирны. Если же к начальнику не относятся, когда он хочет, – он же, может быть, не захочет соблюдать ни одного, – а к подчиненным относятся, то одно из двух: или царь этот Бог, ибо только Божество не подлежит закону, или будет безначалие и восстание.

Поистине, где нет одного закона для всех, то как быть миру, когда царь хочет одного, например, прелюбодействовать или еретичествовать, а подданным заповедано не иметь участия с прелюбодеем, не участвовать в ереси и не преступать ничего, переданного Христом и апостолами? Разве из этого не ясно, что антихрист уже при дверях? Ведь прелюбодеи не осмелятся сказать: неужели царь не может сделать и приказать, чтобы народ подчинился тому, что он беззаконно совершает? В этих словах их ясно виден антихрист. Ибо и он, будучи царем, станет требовать только того, чего он хочет и что приказывает; и никакого различия не будет между ним и предшественниками его, кроме того, что он будет желать и требовать не того, чего они и прежде, и теперь желали бы.

Такой же произвол показан и епископами на соборе. Разве всякий здравомыслящий и не любящий споров не согласится, что это действительно так? Может ли быть что-нибудь хуже этой ереси до самого явления антихриста? Я не думаю, что оно уже наступило; но, начавшись ныне, оно достигнет своего конца в то время. И те, которые падут теперь, пали бы, если бы были и тогда, а те, которые силой Божией устоят в борьбе, были бы и в те дни победителями антихриста через смерть со Христом.

Но, о бедствие человеческое! Иные уже и теперь повернули тыл! Как мы ясно показываем, чем мы будем! Поэтому немного таких, которые устоят; поэтому будут Илия и Енох (не знаем, будет ли также Богослов и евангелист) помощниками человеческой немощи, предстоятелями и победоносцами в исповедании Христовом; поэтому «прекратятся дни» того бедствия, которое уничтожается явлением Христовым ( Мф. 24: 22 ) . Понимающие, стойте, не отрицайтесь Христа отныне, ибо настоящее является началом того, что должно быть тогда. Второе не нуждается в продолжительном объяснении, становясь ясным из предыдущего. Ибо анафематствовавшие тех, которые не принимают ни сочетания прелюбодеев, ни прелюбодеяния императора, ни беззакония всех присутствующих и принимавших в этом участие под видом святой экономии, что иное сделали, как не анафематствовали святых, прежде всего Предтечу, и, – справедливо, хотя и страшно, сказать, – Самого Владыку святых? Ибо Он, без сомнения, запретил это, не принимает и не одобряет, но угрожает неизбежным судом даже только общающемуся с прелюбодеем, не с каким-то определенным, но со всяким, кто бы то ни был, – царь или вельможа, малый или великий.
 001   002
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

врачевания чины | врачевания чинов | коллегия экономии | коллегии экономии | назореем наречется |

Источник текста


Постоянная ссылка: Послания, Послание 36 - читать, скачать - преподобный Феодор Студит
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера