Иерархическая антропология преподобного Максима Исповедника — Церковь ...

  001   002   003   004   005  006   007   008
В начало текстаВ конец текста
Ум способен и призван достигать высоты богообщения 96, «может он и в Боге быть, и молиться, как должно» 97, «Ум, нагим беседуя с Богом, становится боговидным» (Θεοείδης) 98, он может быть причастен познанию Святой Троицы 99. Как наиболее близ­кое к Богу начало ум в человеке несет и большую ответствен­ность по сравнению с телесной природой. Так, наглядное распро­странение греха вниз по иерархической лестнице передано в «Кни­ге аскетической»: «ум [начинает] пренебрегать Богом, душа, мыс­ленно совершая блуд, призывает и тело к незаконному деянию» 100. Естество ума таково, что он призван повелевать движе­ниями плоти 101, но в нынешнем веке это господство ума в чело­веке нарушено. Преподобный много рассуждает о связи ума и различных добродетелей, которые отрешают его от страстей 102, о неспособности ума своими силами служить Богу 103. Более всего Исповедник отмечает необходимость добродетели люб­ви, которая «сохраняет ум во всем невредимым».

Ум человека подвержен постоянным изменениям, степень которых увеличивается при рассмотрении тварных вещей и уменьшается при приближении ума к Богу 104. Во многих аспектах у преподобного Максима наблюда­ется противопоставление ума и природы человека 105. Этот факт подтверждает вывод В. Н. Лосского, утверждавшего, что, у свя­тых отцов понятие «ум» зачастую использовалось как наибо­лее близкое по смысловой нагрузке к концепту личности 106, хотя, безусловно, ум никогда не отождествлялся с последней.

В то же время преподобный Максим, несомненно, рас­сматривает человеческий ум как часть сложной иерархически устроенной природы. Замечательным подтверждением этому служит следующая характеристика, данная Исповедником при­роде ума: «Страсти связуют ум предметами вещественными и клонят его к земле, налегая на него подобно тягчайшему кам­ню, тогда как ум по природе легче и тоньше огня» — φύσει οντα αυτον πυρος κουφοτερον και οξυτερον 107. Человек, по мысли Исповедника, — это сложная ипос­тась, отмеченная «суммой отличительных черт, характерных для каждой природы, входящей в единение». То есть ипостась вбирает в себя сумму свойств обеих природ, включая высшую составляющую души — ум. Христос, «будучи простым и не­составным по природе, стал составным по ипостаси» 108. Можно утверждать, что Исповедник видит в человеке по аналогии с Христом единство ипостаси и различие природ, одно лицо и отличные по сущности душу и тело. Ибо «таким же об­разом во Владыке Христе одно и то же Лицо, различны же сущ­ности, едино Лицо или Ипостась, но одна сущность Божества, а другая человечества» 109. Согласно святому Максиму, в чело­веке «две природы (душа и тело) объединены онтологически, бытийно, но без смешения, и составляют единую личность» 110. Вещи, «соединяющиеся по одной и той же ипостаси» называ­ются гомо-ипостасными — όμουποστατα 111 и при этом нахо­дятся в нераздельном единении сохраняя различие при­род» 112. И если только «в динамике тайны сложной ипостаси мы должны рассматривать общение свойств природ во Христе» 113, то лишь в динамике сложной ипостаси человека возмож­но адекватно описывать переплетение свойств души и тела и их составляющих в единой иерархии природы человека.

Отождествляя понятия Лица и Ипостаси во Христе как интегрирующее начало в Богочеловеке, преподобный Максим также отдает высший иерархический приоритет понятию лица или ипостаси в человеке. Προσωπον или υποστασίς определя­ются, таким образом, как высшее и интегрирующее начало, объединяющее человеческие тело и душу в единое целое. В умозрении преподобного Максима ипостась человека есть ос­нование (или созидание — συστασίΐ) бытия его природы, при­дающее этой природе самостоятельность, целостность, инди­видуальность и уникальность 114. Ум как высшая часть души составляет для преподобного, несомненно, вершину иерархии в природе человеческого естества. Именно поэтому ум несет в себе наиболее ярко выраженный отпечаток характерных свойств человеческой ипостаси, понимаемой именно как лич­ность и являющейся образом Божественных Личностей. Тем не менее преподобный Максим, неоднократно высказывавший­ся против ереси Аполлинария, никогда не отождествлял поня­тия «ум» и «ипостась».

В сочинениях преподобного Максима в антропологичес­кой плоскости чаще всего рассуждения ведутся о душе и уме, а не об ипостаси-личности. С нашей точки зрения, этот факт объяс­няется тем, что понятие ипостаси-личности «над-природно», принципиально отличается от природы человека. Ипостась-лич­ность не имеет иной, собственной природы, но проявляет себя исключительно через составную природу души и тела. Важно помнить, что системно мысливший богослов не всегда имел воз­можность системно и последовательно выразить свои богослов­ские положения. Тем не менее приведенное выше определение исповедника (данное в рамках наиболее приближенных к вероу­чительным) задает, так сказать, систему координат для правиль­ной трактовки его антропологического учения.

По отношению ко всему составу человеческой при­роды ум занимает главенствующее положение как контро­лирующее и интегрирующее начало. Именно уму припи­сывается власть принимать решения («разумная сила дви­жется самовластно» — εξουσίαστίκώς… κίνουμενης 115) , от его решений и состояний зависит состояние всего состава человеческого существа. Причем, при правильной направ­ленности ума остальная природа человека занимает послуш­ное ему иерархическое положение.
  001   002   003   004   005  006   007   008
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

церковь тихона патриарха всероссийского новомучеников участников поместного собора 1917-1918 годов при бывшем епархиальном доме | церковь сан-мартин-де-турс бельгите арагон разрушенная 1937 при взятии города республиканской армией фотография 2008 | старинные изразцы найденные при земляных работах фотография прокудина-горского 1909 б-ка конгресса сша | часовня иконы божией матери казанская при гостином дворе | часовня преображения господня при странноприимном доме александро-невского ново-тихвинского монастыря |

Источник текста


Постоянная ссылка: Иерархическая антропология преподобного Максима Исповедника — Церковь и Время
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера