> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Дэвид Брэдшоу. Преп. Максим Исповедник о времени, вечности и ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010
В начало текстаВ конец текста
Проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения» 2. 04. 2018 Именно так. Крестовоскресный есть характер истинной веры Ортодоксии. Но главное в таинстве спасения... 2. 04. 2018 Служба Великой Пятницы - единственная в богослужебном году и не должна копироваться. В Православии а... 1. 04. 2018 У нас давно практикуется первый вариант. Причем, для желающих " уставного " богослужения - в... Комментарии к проекту документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века» 1. 04. 2018 ……………Комментарий Проекта Документа ….. «О дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного ра... Дэвид Брэдшоу. Преп. Максим Исповедник о времени, вечности и божественном знании 15 августа 2016 г.

Статья из августовского (десятого) номера журнала Метапарадигма Вслед за Дионисием Ареопагитом Максим полагает, что Бог «просодержит» ведение всех вещей как их Причина. В развитие этой идеи он истолковывает божественное предведение как следствие ведения Богом божественных logoi, актов воли, которыми Бог предопределяет и создает все вещи. Поскольку в то, что предведает Бог, входят свободные деяния тварей, можно логически предположить, что такие деяния определяются logoi. А между тем, Максим подчеркивает, что полное осуществление logos разумной твари зависит от свободного выбора этого создания. Здесь, по-видимому, возникает противоречие неоплатонической трактовки божественного знания у Максима с его уверенностью в свободной воле человека. Я считаю, что при рассмотрении этого противоречия мы должны различать две стадии существования logoi: начальную, на которой они воплощают просто божественное намерение, и позднюю стадию, на которой (как указывает Максим в Ambiguum 10) они «возвращаются» в вечность уже как воплощенные через жизнь верующих. На последней стадии logoi представляют собой совокупный результат божественной воли и свободного выбора твари. Однако различение этих стадий скоре концептуальное, чем темпоральное; с позиции во времени, logoi всегда уже на последней стадии. Этим объясняется, почему, зная их из вечности, Бог способен предведать, не определяя, свободный выбор тварей.

Тема природы божественного ведения редко встречается у греческих отцов первых пяти веков христианства. В дискуссиях того времени о библейском пророчестве и божественном предопределении обычно просто считалось само собой, что Бог обладает полным ведением будущего, включая свободные деяния человека [1]. Вопрос о реальной совместимости такого ведения со способностью поступать иначе — который на Западе поставил Августин — очевидно, не вызывал особого интереса. Можно предположить, на такой вопрос отвечали бы, что предведение деяний не обязательно приводит к их совершению. С такой точки зрения Бог наблюдает свободные деяния человека, но не вызывает их, конечно, кроме как в общем смысле, в котором Он является Причиной, поддерживая их бытие.

Вопреки общей невнимательности, составные части несколько иного подхода присутствовали в отношении богословского экземпляризма с самого начала. Многие философски настроенные христиане охотно приняли средне-платоническое понимание Логоса как «места Идей», где Идеи — это умопостигаемые образцы, в соответствии с которыми Бог сотворил мир. Ориген, например, говорит о божественной Премудрости, в которой находилась «вся сила и предначертание (virtus ac deformatio) будущего творения, как того, что существуют в первичном смысле, — и того, что происходит впоследствии (consequenter) : все это было предначертано и расположено в Премудрости силою предведения» [2]. Здесь, видимо, «то, что существует в первичном смысле», — это фундаментальные природные тела и природные виды, а «то, что происходит впоследствии», — это события, происходящие в природе, например, смена времен года. Но ни Ориген, ни — насколько мне известно — никакой другой сторонник теории божественных Идей не использовали ее для объяснения ведения Богом конкретных темпоральных событий, а тем самым Его предведения свободных деяний человека.

Другой, и более сложный подход к вопросу божественного ведения предложил Дионисий Ареопагит в начале VI в. Дионисий рассматривает эту тему в главе 7 своего труда «О божественных именах», посвященной божественному именованию Премудрости. Его преимущественно интересует не творение или предведение, а проблема различения божественного и тварного знания. Он вопрошает: «Как Бог может воспринять (νοήσει) что-либо из умопостигаемого, не имея умственной энергии, или как Он может познать чувственное, пребывая выше всякого чувства? » [3]. Ответ Дионисия вкратце заключается в том, что Бог знает все вещи как их причину: «Божественный Ум все разумеет запредельным всему знанием, как Причина всего (κατὰ τὴν πάντων αἰτίαν) , в Себе сосредоточив опережающее (προειληφώς) знание всего» [4]. Далее Дионисий приводит аналогию со светом, который просодержит в себе знание тьмы просто по причине своей деятельности как свет.

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010
В начало текстаВ конец текста

Предыдущий текст

Источник текста

Вам может быть интересно:

обележена годишњица ослобођења приштине грачанице | обележена годишњица злочина добровољачкој | гонения христиан | иона голова | обрезания господня |
Постоянная ссылка: Дэвид Брэдшоу. Преп. Максим Исповедник о времени, вечности и божественном знании : Портал Богослов.Ru
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера