Собрание творений. Том 2Догматика Православной Церкви

  023   024   025   026   027   028   029   030   031   032  033   034   035   036   037   038   039   040   041   042   043
В начало текстаВ конец текста
В Новом Завете всё — от Святой Троицы и всё — в Святой Троице, «ибо в Троице совершенство».)

Новый Завет начинается благовестием Архангела Святой Деве о Святой Троице: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и раждаемое свято наречется Сын Божий» ( Лк. 1: 35 ) . Перед выходом Спасителя на проповедь, которая вся — и по содержанию, и по силе, и по действию — будет от Троицы в Троице, Троичное Божество свидетельствует о Себе при Крещении Господнем на Иордане: Отец с неба называет крещающегося Христа: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», а Дух Святой в то же время сходит с неба в виде голубя на Сына (см. Мф. 3: 16—17; Мк. 1: 10—11; Лк. 3: 22; Ин. 1: 32—33) . Все это красиво и вдохновенно выражено в тропаре Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе». Вся проповедь Спасителя и словами, и делами свидетельствует о Божестве и Лице Отца, Божестве и Лице Сына, Божестве и Лице Святого Духа. Открывая ученикам на Тайной вечери конечную и заключительную тайну, Спаситель ее сводит к Троическому Божеству как началу и концу всякого совершенства, истины, жизни ( см. Ин. 14: 1—17, 26 ) . Расставаясь перед Своим вознесением с учениками, Он заключает Свое Евангелие в нескольких словах, оставляя им как залог спасения веру и крещение во имя Святой Троицы: «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа... Иже веру имет и крестится, спасен будет» ( Мф. 28: 19; Мк. 16: 16 ) . Приводя эти слова Спасителя, святой Иларий говорит: «Что от тайны человеческого спасения не содержится в этих словах? Что забыто, что оставлено во мраке? Все полно как от Божественной полноты; совершенно как от Божественного совершенства».

Святые апостолы, непоколебимо верные Спасителю, всей своей жизнью и учением не делают ничего иного, как только применяют и разрабатывают краткую формулу спасения: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» — неоспоримо свидетельствуя, что спасение состоит в исповедании Троичного Божества. В этой Трисолнечной Истине — вся глубина, и высота, и широта, и долгота новозаветной Церкви. Вне ее Церковь невозможна и немыслима, как невозможно без крещения во имя Святой Троицы стать членом Церкви, причастником благодати и спастись. Памятуя об этом, святой апостол возвещает коринфянам: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» (2Кор. 13: 13; ср. : 1Кор. 12: 4—6; 1Пет. 1: 1—2; Деян. 2: 32—33, 7: 55; Рим. 1: 1, 3—4, 15: 15—16, 30; 1Кор. 6: 11; 2Кор. 1: 19, 21—22; Гал. 4: 6; Еф. 2: 13—18; Тит. 3: 4—6) . Объясняя эти слова апостола, святой Афанасий Великий пишет: «Подаваемая в Троице благодать и дар дается от Отца чрез Сына в Духе Святом; потому что как благодать, даруемая Сыном, есть от Отца, так не может быть общения даяния в нас, разве только в Духе Святом. Его причастившись, имеем любовь Отца, и благодать Сына, и общение Самого Духа».

Открывая нам пресвятую тайну Троичного Божества, Новый Завет ясно показывает, что Бог триипостасен и Сам по Себе, и в Своем отношении к миру. Это ипостасное различие между Божественными Лицами непрестанно проводится и подчеркивается в Святом Откровении. Об этом различии и личностной самостоятельности Божественных Лиц говорит Сам Спаситель: «Изыдох от Отца и приидох в мир, и паки оставляю мир, и иду ко Отцу» ( Ин. 16: 28 ) . Богочеловеческая деятельность Спасителя есть, по существу, одновременная деятельность Отца и Сына как двух различных Лиц: «Отец мой доселе делает, и Аз делаю» ( Ин. 5: 17; ср. : Ин. 9: 4 ) ; «Отец же во Мне пребываяй, Той творит дела» ( Ин. 14: 10 ) . При всем различии Лиц сохранено единство Божественной сущности: «Аз и Отец едино есма» ( Ин. 10: 30 ) ; «Никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын» ( Мф. 11: 27; ср. : Ин. 10: 15 ) . Хотя Сын Божий стал человеком, Он всегда пребывал едино с Богом Отцом: «Един несмь, но Аз и пославый Мя Отец» ( Ин. 8: 16; ср. : Ин. 3: 13, 18 ) ; «Любяй Ми, возлюблен будет Отцем Моим» ( Ин. 14: 21 ) . Никакие страдания не могли ослабить или разрушить единосущие воплощенного Сына Божия с Богом Отцом. Живя в поруганном и страдальческом человеческом теле, Сын молится Отцу: «И ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе Самаго славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть» ( Ин. 17: 5 ) .
  023   024   025   026   027   028   029   030   031   032  033   034   035   036   037   038   039   040   041   042   043
В начало текстаВ конец текста

Источник текста

Вам может быть интересно:

сверхъестественном божественном откровении | единосущная животворящая нераздельная троица | восходить возноситься быть взятым небо | взятие иисуса христа предательство иуды | диспут существует consensus patrum православном предании |
Постоянная ссылка: Собрание творений. Том 2Догматика Православной Церкви
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера