Богословие древнерусской иконы: модель лекционного занятия для ...

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
Мониторинг научных статей Мониторинг научных статей Теория и история церковного искусства Богословие древнерусской иконы: модель лекционного занятия для студентов духовных школ Работа проректора Таврической духовной семинарии по учебной работе, кандидата исторических наук Андрея Вячеславовича Ишина принимала участие в конкурсе «Духовное образование в XXI веке» и была отмечена конкурсной комиссией.

Богословие древнерусской иконы: модель лекционного занятия для студентов духовных школ Цель: Дать определение понятию «икона» и ее разновидностей, разъяснить смысл почитания иконы. Кратко проследить исторический путь православной иконы на Руси, рассмотреть некоторые вершинные произведения древнерусской иконописи, проанализировать творчество великих мастеров – Феофана Грека и Андрея Рублева. Уяснить неизмеримо высокое значение православной иконы в жизни каждого христианина, в отечественной духовности и культуре. Оборудование: Мультимедийный проектор для демонстрации репродукций образцов православной древнерусской иконописи.

4. Изложение лекционного материала: Икона – в переводе с греческого означает «образ». Иконой мы называем живописное изображение Бога – Святой Живоначальной Троицы, Господа нашего Иисуса Христа, Богоматери, ангелов, апостолов, пророков и других святых, священных событий (Рождество Христово и др.) , написанное в соответствии с церковными иконописными канонами и освященное по церковному чину.

В соответствие с догматом иконопочитания, установленным VII Вселенским собором (787 г.) , мы чествуем не вещество, посредством которого изготовлена икона – дерево и краски, а личность, изображенную на ней. Православная икона всегда имела огромное значение и для духовного мира человека, и для сокровищницы мировой культуры.

Перед нами – икона из Опочки XVI в. – «Рождество Христово». В центре композиции – лежащий в яслях Младенец – Воплотившийся Предвечный Бог – Слово и Богоматерь – по слову святых отец «Виновница примирения Бога с человеки». Ясли окутывает тихий невечерний свет огромной Вифлеемской звезды – свет веры, надежды, любви. Спасителю мира спешат поклониться ведомые звездой восточные мудрецы… Мы привыкли воспринимать икону как живописное изображение на доске. Вместе с тем, иконографические изображения получили широкое распространение также в виде фресок – то есть живописи по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Фресковый метод позволяет создавать монументальные образы. О них мы поговорим чуть позже. Иконографические изображения известны и в виде рельефа – изображение является выпуклым (углубленным) по отношению к плоскости, и виде мозаик – изображений, выполненных с помощью цветных камней, керамических плиток и т. п. Мозаики широко распространены в храмовой архитектуре. Вглядитесь внимательно в мозаичное изображение святителя Иоанна Златоуста ( Киев, Софийский собор, середина XI в. ) . Какой глубокий образ! Святитель обращается буквально к каждому из нас, призывая следовать по узкому евангельскому пути.

Возникновение иконописного искусства в Киевской Руси неразрывно связано с принятием христианства, с восприятием и творческим развитием византийских традиций. Вскоре на Руси появляются свои прославленные мастера. Одним из них был преподобный Алипий ( ? -1114 ) , украшавший своими произведениями Киево-Печерскую лавру.

Со временем, уже после монголо-татарского нашествия, мы можем говорить о развитых региональных школах иконописи, каждой из которых были свойственны свои особенности.

Перед вами икона московской школы – Благовещение (начало XV века) . Праздничная цветовая гамма сочетается с глубокими духовными характеристиками образов. С какой силой передано смирение Богоматери, торжественность и внеисторический сакральный смысл Благой Вести, принесенной Архангелом Приснодеве!

Заметим, что о Богоматери свидетельствуют библейские книги и Ветхого, и Нового Заветов. Все евангелисты пишут о Ней. Само Евангелие, что означает «Благая весть», своим истоком имеет благовестие архангельское Деве Марии о рождении Спасителя.

Внимательно рассмотрим икону новгородской школы – Пророк Илия ( рубеж XIV-XV вв. ) . Новгородскую школу характеризует акцентуация простоты и аскетичности образов, устремленности их от суетного мира в горние миры, в сретенье Создателю. Таков пророк Илия – всей своей жизнью засвидетельствовавший неизмеримо высокую любовь к Богу, пламенность служения Ему.

Икона украинской школы – Богоматерь Одигитрия Волынская (греч. «Путеводительница» – перв. половина XIV в.) . Украинскую школу отличает неповторимость и красочность цветовой гаммы, проникновенность образов. Вывод: каждая из многочисленных школ древнерусской иконописи взаимно дополняет одна другую, составляя весьма весомую жемчужину в сокровищнице православной духовности и мировой культуры.

Огромное значение для всего древнерусского искусства имело творчество гениального живописца – выходца из Византии – Феофана Грека ( 1330-е – ок. 1415 ) . Один из величайших мастеров иконописи и монументальной фресковой живописи, он оставил глубокий след в отечественной и мировой культуре, в значительной мере заложив основы классической русской иконописной школы.

Глубоко символично и знаково, что Феофан расписывал церкви в Византии и Крыму, а именно в Кафе (Феодосии) , откуда, очевидно, и пришел в древнерусский Новгород. Очевидно, Крым, имеющий давние традиции православного подвижничества, произвел на живописца неизгладимое впечатление.

Роспись в 1378 г.
 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

праотец адам роспись спаса преображения ильине вел новгороде 1378 мастер феофан грек | господь вседержитель роспись купола спаса преображения ильине вел новгороде 1378 | сщмч елевферий иллирийский роспись спаса преображения ильине вел новгороде 1378 мастер феофан грек | прп иоанн лествичник роспись спаса преображения ильине вел новгороде мастер феофан грек 1378 | иоанн предтеча фреска спаса преображения ильине вел новгороде 1378 мастер феофан грек |

Источник текста


Постоянная ссылка: Богословие древнерусской иконы: модель лекционного занятия для студентов духовных школ
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера