КАНОНИЗАЦИЯ

  029   030   031   032   033   034   035   036   037   038  039   040   041   042   043   044   045   046   047   048   049
В начало текстаВ конец текста
святых в узком (современном) смысле этого слова. Святость подвижников в соборных деяниях не подвергается сомнению, они воспринимаются как уже прославленные Богом «многими и различными чудесы и знамениями» (Емченко Е. Б.)

Стоглав: Исслед. и текст. М., 2000. С. 251 (. О давнишнем почитании большинства из них определенно свидетельствуют как факты обретения мощей, так и существование агиографических произведений. Подавляющее большинство из упомянутых святых уже имели ко времени Собора 1547 г. не только житие, но и службу. Достоверно известно, что Пахомий Логофет) † после 1484 (составил жития и службы, посвященные преподобным Никону Радонежскому, Евфимию Новгородскому и Савве Вишерскому; службы святителям Ионе Московскому, Стефану Пермскому, святым Петру и Февронии Муромским; Жития свт. Иоанна Новгородского, а также свт. Моисея Новгородcкого, не упомянутого на Соборах) Яблонский В. М.

Пахомий Серб и его агиографические писания: Биогр. и библиогр. -лит. очерк. СПб., 1908. С. 67-74, 80-83, 95-100, 105-108, 109-114, 162-164, 169-171, 180-181, 182-184, 189-192, 195-197 (. Судя по всему, впервые на Соборе 1547 г. были канонизированы) в узком смысле слова (лишь четверо святых: прп. Михаил Клопский, блж. Иоанн Устюжский, прп. Савва Сторожевский и прп. Александр Свирский.)

Единственным затруднением, которое стояло перед отцами Соборов, было то, что этим святым не совершалось «соборного пениа», т. е. торжественного богослужения. Отцы Собора 1547 г. «уставили… ныне празновати новым чудотворцам», «пети и празновати повсюду», «празновати соборне по прежеуложенному уставу», т. е. учредили соборное богослужение в честь «новых чудотворцев» ( ААЭ. Т. 1. С. 203-204 ) и ввели в церковный обиход ряд новых литургических и агиографических произведений. Задачей Соборов было, т. о., офиц. подтверждение уже установившегося празднования некоторым святым и утверждение их нового статуса в качестве общерус. святых. Это помогает понять, по какому принципу формировался список святых в 1547 г. В историографии существует 3 основные версии. 1-я из них утверждает, что список формировался на основе личных симпатий митр. Макария ( Васильев. 1893. С. 176; Ключевский. )

1871. С. 223 (. Согласно 2-й, прославление конкретных святых было связано с наличием у отцов Собора «необходимых материалов» в отношении этих лиц - агиографических свидетельств и литургических текстов, на основании к-рых они могли вынести суждение о необходимости их прославления) Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 124 (. По 3-й версии, набор святых был призван закрепить на религ. уровне политическую централизацию гос-ва) Хорошев. 1986. С. 170-176 (. Мусин обратил внимание на то, что список святых 1547 г. почти полностью совпадает с маршрутом царских богомолий и походов 1543-1552 гг. Практически все святые, которым было установлено соборное пение, оказались так или иначе охвачены царскими маршрутами. Видимо, паломничество царя выявило тот факт, что богослужение почитаемым русским святым не было представлено «соборным пением», прежде всего в самой Москве. Исправлению противоречия между всероссийской значимостью этих святых и отсутствием общецерковного богослужения и были посвящены соборные мероприятия митр. Макария, инициатива которых могла принадлежать молодому царю Иоанну Грозному) Мусин. Соборы св. митрополита Макария 1547-1549 гг. 2003. С. 85 (. Мнение о том, что Соборы 1547-1549 гг. могли обсуждать большее число кандидатур, чем они «канонизировали», было высказано в связи с Житием прп. Иоасафа Kaменского, создание которого связывают с канонизационной деятельностью митр. Макария и составлением Великих Миней-Четьих) Прохоров Г. M.

Житие Иоасафа Kaменского КЦДР. 2001. С. 323-348 (. Из речи Иоанна Грозного на Стоглавом Соборе 1551 г. видно, что мон-ри и церковные власти на местах должны были посылать в 1547-1549 гг. в Москву информацию о местночтимых святых для их возможной последующей К. в качестве общерусских святых. Одной из задач Собора 1549 г., видимо, было специальное рассмотрение и утверждение богослужебных текстов, посвященных новым святым.)

Показательно, что установление общероссийской службы почти 40 святым в сер. XVI в. не вызвало широкого распространения их иконографических изображений. Иконография большинства святых, утвержденных к общецерковному празднованию митр. Макарием, если и представлена в рус. культуре 2-й пол. XVI в., то единичными образцами, связанными прежде всего с местными центрами их почитания. Среди сюжетов произведений продолжают преобладать образы святых, почитание к-рых было традиционно для той или иной местности в предшествующее время. (Мусин. Соборы св. митрополита Макария 1547-1549 гг. и проблема авторитета в культуре XVI в. 2003. С. 146-165) . Логично полагать, что чем более популярен был святой, тем больше строилось посвященных ему храмов. По количеству и широте распространения церквей во имя к. -л. подвижника благочестия в определенное время можно судить о степени его почитания. Из святых, упоминаемых в соборной грамоте 1547 г., больше всего храмов во 2-й пол. XVI в. имели преподобные Зосима и Савватий Соловецкие и прп. Димитрий Прилуцкий; их было, однако, несравнимо меньше, чем храмов, посвященных святым, прославленным до Соборов митр. Макария: св.
  029   030   031   032   033   034   035   036   037   038  039   040   041   042   043   044   045   046   047   048   049
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

свт тихон патриарх московский всея россии роспись святых новомучеников исповедников российских пос коммунарка москва 2005 | сщмч лукиан киево-печерские святые фрагмент иконы все святые земле русской просиявшие 50-е иконописец мон иулиания соколова ризница тсл | блгв князья константин михаил феодор муромские фрагмент иконы божией матери звезда пресветлая муромскими чудотворцами 1690 иконописец казанцев михм | святые петр кнг феврония прав иулиания лазаревская фрагмент иконы божией матери звезда пресветлая 1690 иконописец казанцев михм | преподобные кирилл белозерский сергий радонежский святители григорий николай чудотворец клеймо напрестольного креста нач xvi кириллов белозерский мон-рь кбмз |

Источник текста


Постоянная ссылка: КАНОНИЗАЦИЯ
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера