Источник текста

Предстоятель Русской Церкви посетил Псково-Печерский монастырь (+ФОТО) / Православие.Ru


3 сентября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Успенский Псково-Печерский мужской монастырь.

Фото: свящ. Игорь Палкин У святых врат Его Святейшество встречали наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев) и насельники обители.

Фото: свящ. Игорь Палкин В Успенском храме Святейший Патриарх Кирилл поклонился чтимой иконе Успения Божией Матери и мощам святого преподобномученика Корнилия, игумена Псково-Печерского.

Фото: свящ. Игорь Палкин В храме присутствовали временно исполняющий обязанности губернатора Псковской области А. А. Турчак, митрополит Псковский и Великолукский Евсевий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского ставропигиального монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) , председатель Синодального информационного отдела В. Р. Легойда.

Архимандрит Тихон (Секретарев) приветствовал Святейшего Владыку и преподнес икону Божией Матери «Одигитрия».

Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: Фото: свящ. Игорь Палкин «Всякий раз, когда я вступаю на землю Успенского Псково-Печерского монастыря, сердце исполняется совершенно особыми чувствами, которые мне знакомы с раннего детства. Я имел возможность почти каждый год посещать Псково-Печерскую обитель вместе со своими благочестивыми родителями, а затем и самостоятельно. Многое из того, что возникло в моем уме и в моем сердце, подвигая на принятие священного сана и монашества, проистекает, в том числе, от соприкосновения со Псково-Печерским монастырем.

Именно здесь, в Успенском соборе, старец Марк символически прообразовал мое будущее иноческое житие. После Литургии Преждеосвященных Даров (по всей вероятности, в далеком 1955 году) , выходя из храма, в ответ на просьбу моей благочестивой мамы о благословении старец покрыл меня своей мантией, что вызвало очень большое удивление у стоявших рядом людей. Помню как сейчас это мгновение, и глубоко убежден, что прозорливый старец предвидел мой жизненный путь.

Действительно, Псково-Печерский монастырь был той обителью, в которой произошла моя встреча с нашим русским православным монашеством. До Троице-Сергиевой лавры было далеко, а в Печоры из тогдашнего Ленинграда ездили часто. Именно здесь и формировалось, может быть, подспудно, не сразу осознанно, это сердечное восприятие монашеской жизни.

Я хотел бы поблагодарить Вас, отец Тихон, за Ваши труды и за то, что Вы так близко к сердцу восприняли мои слова о необходимости развивать паломническое делание. В этих словах — частица и моего собственного опыта, о чем я только что сказал. Паломничество в святые обители помогает людям обрести иную точку зрения, иной взгляд и на самих себя, и на окружающую жизнь. Многие паломники знают, как, обретя особое духовное состояние в монастыре, испытываешь затем тяжелый дискомфорт, когда возвращаешься к обычной мирской суете. И это благодатное чувство: Сам Господь дает человеку возможность понять и сравнить. И для того чтобы наши современники могли увидеть и почувствовать сердцем благодать Божию, проистекающую на тех, кто пребывает в этих святых местах, важно организовать их паломническое бытие в обителях. Создание Вами паломнического центра явилось очень важным шагом на этом пути. Вспоминаю, как в детстве родители мои снимали комнатки в Печорах. Все это было очень сложно, потому что Печоры, особенно в преддверии праздника Успения, были переполнены паломниками, поэтому приходилось договариваться заранее. Когда я уже сам приезжал в Печоры, иногда нам всем приходилось спать на полу в подклети храма, и отец Нафанаил рано утром будил нас словами: «Поспешайте в Михайловский», — помню все это, как вчерашний день. Теперь не надо спать вповалку, у людей есть возможность спокойно здесь пожить, помолиться, и в этом большая Ваша заслуга. Хотел бы отметить и труды владыки Евсевия, священноархимандрита этой обители, без благословения которого ничего здесь не происходит, — и он очень тепло говорил мне о создании этого паломнического центра и о Ваших заботах.

Фото: свящ. Игорь Палкин Конечно, не могу не сказать о человеке, который внес очень большой вклад в благоустройство дома для паломников — о губернаторе Псковской области Андрее Анатольевиче Турчаке. Я уже выразил Вам свою благодарность в кафедральном соборе, но здесь, перед лицом братии, хочу сказать, что Вы сделали для Псковской области и для развития церковно-государственных отношений на Псковской земле столько, сколько никто до Вас не делал. Это не красные слова, это действительно так. Я хотел бы пожелать Вам помощи Божией в дальнейших трудах по воссозданию замечательного лика Псковской земли и надеюсь, что тема возрождения церковной жизни будет и впредь близка Вашему сердцу. Призываю благ ословение Божие на обитель, на всех вас, мои дорогие отцы и братья. Прошу ваших святых молитв, не забывайте о Патриархе, — не только в храме, где это происходит порой лишь механически, но и в своих келейных молитвах, когда вы можете к воспоминанию о Патриархе приложить и свою сердечную молитву, в которой я очень нуждаюсь. Без поддержки Церкви, без молитвы монашествующих нести Патриарший крест немыслимо, никаких сил на это не хватит; а если и есть силы, то они приходят не от человеческого естества, а от Самого Господа в ответ на нашу молитву и на наш жизненный подвиг».

Фото: свящ. Игорь Палкин Насельникам и паломникам были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением.

Фото: свящ. Игорь Палкин Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил «Богом зданные пещеры» Псково-Печерского монастыря, в том числе расположенные в пещерах могилу архимандрита Иоанна (Крестьянкина) , подземный храм в честь Воскресения Христова и новое братское кладбище.

Фото: свящ. Игорь Палкин В Сретенском храме Святейший Патриарх Кирилл молитвенно поклонился мощам преподобного Симеона Псково-Печерского.

Фото: свящ. Игорь Палкин На монастырской площади Предстоятель, обращаясь к верующим, в частности, сказал: «Как я уже говорил, многое у меня связано с этим местом, потому что я приезжал сюда еще ребенком со своими родителями, а повзрослев, стал приезжать сюда сам. Я был знаком со всеми старцами и особенно любил старца Симеона, который жил здесь, в этой келейке, а сейчас причислен к лику святых. Молюсь ему каждый день, вспоминаю его светлый образ.

Когда меня уже во взрослом возрасте спросили: " Что такое святой человек? Как вы можете объяснить это нам, светским людям? », — я вспомнил старца Симеона. Я не встречал людей, которые произвели бы на меня такое же сильное впечатление.

Мне было семь лет, и вот мы вошли в эту келейку и ждали, когда отец Симеон выйдет из своих крошечных покоев. Выходит седенький старичок в сереньком подрясничке, а день был такой пасмурный, да еще и света не так много в келье... И такое было впечатление, когда он вышел, будто солнце взошло — такой светлый человек. Как ризы Господа на Фаворе просияли благодатью Божией, так и естество человеческое под действием силы благодати Божией способно просиять. И святые — это не те, кто ходит с хмурым видом и на вопросы не отвечает. Иногда паломники подходят к монаху: " Батюшка, вот вопрос такой… " . " Занят! " — и пошел дальше. Это не святые. Святые люди — этот те, кто с любовью относится к ближнему, у кого исходит свет из глаз.

Мы же с вами можем отличить хорошего человека от плохого. Смотришь в лицо человеку: светлые, ясные, чистые глаза. А иногда посмотришь в глаза, а там бесовский огонь, страшно смотреть. Вот вам рай и ад, и никаких картин не надо писать. Всё в людях — Царство Небесное внутрь вас есть ( Лк. 17: 20-21 ) .

Все мы с вами находимся в святом месте. И как в древности здесь были святые угодники Божии, такие как преподобномученик Корнилий, кровью которого обагрена эта самая дорожка, по которой мы спускаемся в монастырь, так были святые и среди тех, кто жил здесь совсем недавно».

Успенский Псково-Печерский монастырь — один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей. В 1473 году здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря. Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (до января 1945 года) находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился. В 1967-2006 годах в монастыре подвизался архимандрит Иоанн (Крестьянкин) .

Монастырь возник в пещерах на берегу ручья Каменец, которые стали известны местным жителям в 1392 году. По преданию в них жили монахи, бежавшие в псковскую землю с юга, от набегов крымских татар. Главный пещерный комплекс носит название «Богом зданная пещера» и состоит из Успенской пещерной церкви с обходной галереей (малые пещеры) , ближних пещер с мощами преподобных Печерских Марка («начального инока») , Ионы, Лазаря и матери Вассы и далее продолжается некрополем из семи подземных галерей-улиц с пещерной церковью Воскресения Христова в конце 6-й галереи и часовня. По легенде пещеры были вновь обнаружены Иваном Деменьтевым около 1470 года, уже с надписью над входом «Богом зданная пещера».

В 1470 году в пещере поселился иеромонах Иона, бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (ныне Тарту) , который ископал пещеру, где устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 году. Вокруг храма впоследствии образовалась обитель.

Находясь на границе между Россией и Ливонией, где владычествовали немцы, обитель не раз подвергалась разорению со стороны немцев, шведов и поляков. Московское правительство, ввиду важного военного положения монастыря, укрепило его крепостными стенами.

В Успенском храме в медной раке покоятся мощи прп. Корнилия, одного из первых игуменов обители, погибшего смертью мученика от руки Иоанна Грозного, который подозревал игумена в измене.

В ризнице хранилось множество древних драгоценностей и реликвий. Библиотека была богата старопечатными книгами и рукописями.

В годы Великой Отечественной войны после оккупации Псково-Печерский монастырь продолжал оставаться в двойном подчинении: митрополиту Таллинскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митрополиту Сергию (Воскресенскому) . С 1940 года и до октября 1941 года наместником монастыря являлся архимандрит Парфений (Шатинин) . В октябре 1941 года Парфений (Шатинин) ушел на покой по старости и по решению старцев руководство принял игумен Павел (Горшков) , управлявший монастырем до ареста советскими спецслужбами в конце 1944 года.

Монастырь принимал активное участие в деятельности Псковской православной миссии, внешне оказывал лояльность оккупационным властям для возможности легального служения.

В годы оккупации в Псково-Печерском монастыре проходили съезды и совещания высшего духовенства Балтийского экзархата, в частности так называемое архипастырское совещание, состоявшееся 28 августа 1943 года в Сретенском храме, в котором приняли участие: митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский) , экзарх Латвии и Эстонии, архиепископ Нарвский Павел (Дмитровский) , епископ Рижский Иоанн (Гарклавс) , епископ Ковенский Даниил (Юзвьюк) , схиепископ Макарий (Васильев) и другие. Монастырскую братию представлял игумен Павел (Горшков) , монахи Илия, Аркадий, Никон, схиеромонах Симеон. Со стороны оккупационных властей присутствовали гебитскомиссар, городской голова города Петсери, префект полиции.

После освобождения Псковщины игумен Павел (Горшков) был включен в комиссию по расследованию преступлений оккупантов в Псковщине. Но в октябре 1944 года последовал неожиданный арест. Его обвинили в сотрудничестве с оккупантами. Осужден на 15 лет за антисоветскую деятельность. Умер в 1950 году. Реабилитирован в 1997 году.

16 января 1945 года Печорский район был передан из Эстонской ССР в состав Псковской области РСФСР. Около 40 лет на территории Российской Федерации действовали только два монастыря — Псково-Печерский и открытая в 1946 году Троице-Сергиева лавра. Чтобы уверить окрестное население в «свободе совести в СССР» Совет по делам Русской Православной Церкви организовал летом 1946 года посещение монастыря Патриархом Алексием (Симанским) .

С 1949 года по 1954 год наместником был архимандрит Пимен (Извеков) , впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.

28 июля 1959 года указом Святейшего Патриарха Алексия наместником был назначен игумен Алипий (Воронов) (в 1961 году возведен в сан архимандрита) , — до 12 марта 1975 года усердно трудившийся в деле восстановления и сохранения Псково-Печерской обители. Алипий не позволил закрыть монастырь в тяжелые для Церкви годы хрущевской «оттепели», благодаря его усилиям в 1973 году в Печоры вернулись сокровища, вывезенные нацистами из ризницы монастыря.

В монастыре провели последние годы жизни митрополит Вениамин (Федченков) , архиепископы Владимир (Кобец) и Андрей (Сухенко) , епископы Феодор (Текучев) и Иоанникий (Сперанский) . Все они погребены в монастырских пещерах. Патриархия. ru 4 сентября 2014 г.

Подпишитесь на рассылку Православие. Ru Рассылка выходит два раза в неделю: В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.

В четверг — лучшие тематические подборки, истории читателей портала, новые книги издательства Сретенского монастыря.




Предыдущая страница

Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

В бесланской школе № 1 архиепископ Зосима совершил Божественную литургию / Православие.Ru | Предстоятель Русской Церкви посетил Псково-Печерский монастырь (+ФОТО) / Православие.Ru |
Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную ... ... ноября 2010 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади. Перед началом богослужения Предстоятель Русской Церкви посетил Иверскую часовню у Воскресенских ворот, где поклонился чтимому списку Иверской иконы Пресвятой Богородицы. За Литургией в Казанском соборе Его Святейшеству сослужили: митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай (Элладская Православная Церковь) ; епископы Тираспольский и Дубоссарский Савва, Женевский и Западно-Европейский Михаил, Дмитровский Александр; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков; настоятель Казанского собора протоиерей Николай Иноземцев; руководитель личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси иеромонах Антоний (Севрюк) и клирики московских храмов. В алтаре храма молились: руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий; председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством епископ Павлово-Посадский Кирилл; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Предстоятель Русской Церкви посетил Псково-Печерский монастырь (+ФОТО) / Православие.Ru