Творческое наследие митрополита Вениамина (Федченкова) на страницах ...

  001   002   003  004   005
В начало текстаВ конец текста
Вениамина: «Духовная жизнь в Церкви – а не одно лишь усвоение умом и памятью религиозных истин, – вот о чем нужно всемерно заботиться современному проповеднику в век больших требований и малых дел»[31].

Очень важным делом о. Вениамина в Крыму стали его труды по организации работы Церковного историко-археологического общества. «Стоя с подобающей честью и осязательной пользой во главе многих епархиальных учреждений, о. Ректор нашел время и возможность основать и особый религиозно – философский кружок и много, много поработал для его осуществления»[32], – писал об этом событии епископ. Димитрий (Абашидзе) . Открытие общества состоялось 19 февраля 1913 года в Симферополе. Как сообщалось в статье, посвященной этому событию, общество «будет изучать вещественные и письменные памятники церковной старины, находящиеся в монастырях, церквах, часовнях, архивах епархиальных учреждений, а равно и те предметы, относящиеся к церковно-религиозной жизни в епархии, которые поступят в имеющий быть при Обществе церковно-археологический музей»[33].

Архимандрит Вениамин был назначен председателем общества, его почетным членом стал председатель Таврической ученой архивной комиссии А. И. Маркевич.

Особые попечения владыки были связаны с организацией работы музея, архива и библиотеки. В апрельском номере «ТЕВ» он обратился к благочинным и духовенству епархии, полагая, что «они примут близко к сердцу судьбы местной церковной старины» и смогут «тщательно, во всех деталях разобраться и изучить те сокровища древности, которые хранит их уголок», а затем представить результаты на Совет Общества[34]. В этом же номере «ТЕВ» был опубликован устав церковного историко-археологического общества Таврической епархии. В. В. Калиновский, проанализировавший историю создания общества, пришел к заключению, что ситуация в Таврической епархии вполне типична для того времени: «Масштабность планов не соотносилась с нестабильностью тех лет»[35].

После отъезда архимандрита Вениамина из епархии, организация прекратила свою работу: «Деятельных преемников не нашлось, а сложные экономические условия не позволяли поддерживать деятельность Общества. Начавшаяся вскоре первая мировая война сделала невозможным археологические исследования в приграничных районах»[36].

Во время первого крымского периода жизни владыки Вениамина произошло еще одно важное событие: участие Таврического духовенства в выборах в IV Государственную Думу в 1912 году. В номере, вышедшем 10 мая, архимандрит Вениамин констатирует, что духовенство Таврической епархии «на этот раз оказалось отнюдь не передовым», и помещает «очень деловой доклад о выборах в Думу».

Первое предвыборное собрание духовенства состоялось 15 июня 1912 года в актовом зале семинарии, на нем среди прочих организационных вопросов был избран епархиальный комитет по выборам, председателем которого стал ректор семинарии архимандрит Вениамин[37].

4 октября 1912 года в рапорте на имя правящего архиерея он отмечал, что «значительная часть общества, по преимуществу чиновничество, относилось к деятельности духовенства, главным образом – к кандидатуре духовного лица, явно отрицательно, причиной этому служила большей частью агитация печати, а отчасти и вообще недружелюбное отношение «интеллигенции» (точнее городской буржуазии, к которому по своему мировоззрению примыкает чиновничество) к духовному сословию, – видно было, что мы чужие; а также и скрытый либерализм чиновничества, которому «правая» деятельность духовенства была неприятна»[38].

Свою позицию по поводу предстоящих выборов в IV Думу о. Вениамин разъяснял и на страницах «ТЦОВ»: «Принятие участия в выборах есть сыновний долг наш пред Родиной – матерью. К великому несчастию нашему, в первые три Думы в качестве народных представителей немало проникало истых предателей – изменников отечества нашего. Не с Думской ли кафедры слышались дерзкие речи в защиту своеволия инородчества в явный ущерб благоденствия народа русского? Не думцы ли, хотя и разогнанные уже, взывали из Выборга к гражданам русского царства: «не давайте ни одной копейки денег, ни одного солдата»?! Вот какие могут быть представители от народа – ярые губители славы и величия родины и даже самого существования родного нам отечества как самостоятельного, независимого царства! А поползновения некоторых политических партий урезать неограниченность самодержавной власти Царской и даже более того: провозгласить российскую республику?! »[39].

Мы должны идти к этому народу, который по-прежнему любит свою родину, своего Царя, свою Церковь, и сказать ему, что интересы его, народа, и интересы православия, самодержавия и русской России совершенно одинаковы. Мы должны внушить русским людям мыслить о неуклонном участии в великом деле, касающемся судеб Церкви и отечества»[40].

Оппозиционное отношение к представителям Церкви значительной части интеллигенции стало причиной того, что выборы для духовенства Таврической епархии, как, впрочем, и для иных епархий Русской Православной Церкви, успехом не увенчались. Как известно, председателем Думы был избран М. В. Родзянко, будущий лидер Февральской революции[41].

С глубочайшим сожалением расставаясь архимандритом Вениамином, епископ Димитрий (Абашидзе) писал: «Кипучая церковная деятельность о. Ректора в г. Симферополе, я уверен, никогда не изгладится из памяти лиц, имевших возможность так или иначе знать его. Талантливое педагогическое и административное служение о.
  001   002   003  004   005
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

вениамина федченкова | богослужение неделю пятидесятнице память священномученика вениамина митрополита петроградского | 598 суд над священномучеником вениамином казанским митрополитом петроградским гдовским | вениамином багрянским | вениамином фроловым |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Творческое наследие митрополита Вениамина (Федченкова) на страницах церковной периодической печати Крыма (1912 – 1913 гг.)
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера