Творческое наследие митрополита Вениамина (Федченкова) на страницах ...

  001  002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста


С самого начала своего пребывания в должности ректора архимандрит Вениамин помещает на страницах «ТЦОВ» материалы, касающиеся жизни Таврической духовной семинарии[6]. Ряд печатных выступлений о. Вениамина на эту тему открыли публикации 1912 г. : «Торжество престольного праздника в духовной семинарии»[7], а также «Приветственное слово» к ее воспитанникам[8].

Изложив в слове, обращенном к семинаристам, основной принцип их будущей совместной жизни – «принцип совести», о. Вениамин сказал: «А наконец последней надеждой и мерой будут и мне покровители нашей семинарии, святые три вселенских святителя, в честь которых освящен наш храм. Хотя каждый из них отличается всеми добродетелями – но в то же время у них были и свои индивидуальные личные особенности, которые в совокупности своей представляют удивительную гармонию. Святой Златоуст отличался поразительной ревностью, сильной быстрой энергичной деятельностью, особенно же в слове: поэтому когда нужна будет и мне сила, да будет мне помощником! Но если ревностная энергия будет представлять иногда опасность преступить меру, то да покроет и вразумит меня Великий Василий, благоразумнейший вселенский святитель, мудрый устроитель Церкви. В святом же Григории Богослове оба эти принципа – энергия и благоразумия находят, так сказать, возглавление: любовь к Богу, который жил этот богослов, любитель в миру божественного безмолвия, да будет краеугольным камнем всей нашей совместной жизни»[9].

Изданные сегодня дневники митрополита Вениамина содержат «выписки для себя из святых отцов, которые он делал на протяжении всей жизни, не расставаясь со студенческих времен с книгами, «своими тихими друзьями». Поэтому не удивительно появление на страницах «ТЦОВ» труда владыки «Св. Василий Великий как пастырь – устроитель Церкви». «Отнимите от св. Василия его стадо – Церковь Христову, и можно сказать, вы оторвете самую суть души и дела Великого святителя. Пусть ссылают его и в безлюдную пустыню; но и оттуда он будет думать главным образом об объединении Церкви», – пишет архимандрит Вениамин. – Церковь охранит и защитит, – заблудших, оторвавшихся собрать, – разъединяющихся объединить, враждующих примирить, – вот главная забота св. Василия Вел. Все остальное, – и защита православного догматического учения, и вся жизнь, как увидим, – в сущности говоря, исходило из этой господствующей идеи Церкви, устроения единого Тела Христова, и к ней же опять направлялось»[10].

В стенах Таврической семинарии произошло знакомство о. Вениамина с Евгением Ивановичем Князевым, будущим епископом Лаврентием (Князевым) , причисленным в 2000 году к лику святых Русской Православной Церкви. 28 февраля 1912 года он был назначен ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Последним дням пребывания в Симферополе бывшего инспектора семинарии иеромонаха Лаврентия и его отъезду к новому месту служения посвящена опубликованная в «ТЦОВ» статья, содержащая «подобающее случаю поучительное слово» ректора семинарии и речь иеромонаха Лаврентия[11].

Речи, произнесенные архимандритом Вениамином по каким-либо особым случаям церковной жизни Таврической епархии, составляют отдельную группу публикаций. Одна из них – «Последние дни Преосвященнейшего Епископа Феофана в Тавриде» – была помещена в августовском номере «ТЦОВ». Владыка Феофан (Быстров) был епископом Таврическим и Симферопольским с декабря 1910 по июнь 1912 гг. Между двумя пастырями существовало длительное духовное общение, связывающее учителя и ученика еще со времен Санкт-Петербургской духовной академии. В 1903-1905 гг. архиепископ Феофан, яркий представитель ученого монашества, руководил «златоустовским кружком».

Основной деятельностью кружка было изучение святоотечестких творений, а также чтение житий святых. «Златоустовским» кружок был назван потому, что «началось чтение творений святых отцов именно с чтения трудов святителя Иоанна Златоуста[12]. «Собирались раз в неделю, предварительно прочитав заданный отрывок. Один был докладчиком потом мы обсуждали, в заключении говорил о. Феофан[13]. «Именно взращивание в воспитанниках «православного отеческого воззрения» явилось основой педагогических принципов епископа Феофана»[14].

Провожая владыку на Астраханскую кафедру, архимандрит Вениамин сказал о нем: «Для нас, учащих и учащихся в духовно-учебных заведениях, – кроме того – в высшей степени было и поучительно, и утешительно видеть в тебе такую глубокую веру, потому что ты с помощью благодати Божией сумел сочетать в себе высокую ученость глубоко образованного человека с простотой веры крестьянина, чего сейчас так жадно ищут лучшие интеллигентные люди»[15].

Прибывший на кафедру 12 августа 1912 года епископ Таврический и Симферопольский Димитрий (Абашидзе) впоследствии так отзывался о архимандрите Вениамине: «В продолжении целого года был моим неустанным помощником архимандрит Вениамин. Будучи прекраснейшим священнослужителем, иноком, о. архимандрит Вениамин принимал живое участие в устраивании церковных торжеств»[16].

Статья, опубликованная в октябрьском номере «ТЦОВ» посвящена богословскому празднику, который состоялся в честь памяти апостола Иоанна Богослова 26 августа 1912 года[17]. В статье, рассказывающей об этом событии, о.
  001  002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

творческое наследие митрополита вениамина федченкова страницах церковной периодической печати крыма |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Творческое наследие митрополита Вениамина (Федченкова) на страницах церковной периодической печати Крыма (1912 – 1913 гг.)
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера