Творческое наследие митрополита Вениамина (Федченкова) на страницах ...

 001   002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста
Творческое наследие митрополита Вениамина (Федченкова) на страницах церковной периодической печати Крыма (1912 – 1913 гг.) 16. 01. 2016 1187 С середины 90-х годов ХХ века началось издание трудов, а также изучение жизни, богословского и литературного наследия выдающегося иерарха Русской православной церкви, духовного писателя митрополита Вениамина (Федченкова) (1880–1961) . Владыка, нес свое служение на разных кафедрах, 25 лет его жизни прошли в служении Русской Православной Церкви за рубежом, последние годы – в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. В настоящее время весьма актуальным является введение в сферу широкого исследовательского внимания текстов, отражающих служение митрополита Вениамина (Федченкова) в разные периоды его жизни. Сегодня это является необходимым этапом регионального изучения жизни и творческого наследия владыки. Цель данной статьи – на основе анализа церковной региональной периодики, «Таврических епархиальных ведомостей» и «Таврического Церковно-общественного вестника», а также материалов государственного архива Крыма, систематизировать материалы, отражающие церковно-общественную деятельность митрополита Вениамина (Федченкова) . В работе дан обзор гомилетического наследия митрополита Вениамина, включающий его слова, проповеди, речи, статьи, которые не переиздавались с первого крымского периода пребывания владыки в Крыму (1911 – 1913 гг.) . Круг этих актуальных и сегодня вопросов необычайно широк: духовное образование (жизнь Таврической духовной семинарии) ; вовлеченность церкви в научную и культурную жизнь (работа Церковного историко-археологического общества) ; живое проповедческое слово (организация рубрики «Запросы жизни» на страницах периодической епархиальной печати) и др. Помимо богословской проблематики они также посвящены историко-социальным и морально-этическим вопросам жизни российского общества накануне первой мировой войны.

С середины 90-х годов ХХ века началось издание трудов, а также изучение жизни, богословского и литературного наследия выдающегося иерарха Русской Православной Церкви, духовного писателя, митрополита Вениамина (Федченкова) (1880–1961) [1]. Из многочисленных воспоминаний современников о владыке Вениамине известно, что он был незаурядным церковным оратором. Однако проповедей, поучений, слов как дореволюционного (1907–1920 гг.) , так и зарубежного (1920–1947 гг.) и советского периодов его жизни (1947 – 1961 гг.) сохранилось крайне мало. Гомилетические труды, а также речи, статьи митрополита Вениамина, напечатанные в различных церковных периодических изданиях России, русского зарубежья, СССР, за небольшим исключением, переизданы не были.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью введения в сферу широкого исследовательского внимания текстов, отражающих служение владыки Вениамина (Федченкова) как пастыря, проповедника, церковного деятеля в разные периоды его жизни. Сегодня это является необходимым этапом регионального изучения жизни и творческого наследия владыки.

Цель данной статьи – выявление и систематизация трудов митрополита Вениамина (Федченкова) , напечатанных на страницах «Таврических епархиальных ведомостей» и «Таврического церковно-общественного вестника» в 1912–1913 гг., во время первого крымского периода жизни владыки Вениамина.

21 ноября 1911 года иеромонах Вениамин был назначен ректором Таврической духовной семинарии, а 26 декабря того же года возведен архиепископом Сергием (Страгородским) в сан архимандрита[2]. Эту должность он совмещал с должностями председателя епархиальных училищного совета и миссионерского комитета до 27 августа 1913 года, когда указом Священного Синода был переведен на должность ректора Тверской духовной семинарии. Во время пребывания в Таврической епархии архимандрит Вениамин исполнял и возложенные на него особые поручения: «производил дополнительную ревизию Успенского монастыря (Бахчисарайскаго) »; был «председателем Комиссии по выработке порядка празднования столетнего юбилея Отечественно войны 1812 года»; «состоял Представителем съезда Епархиальных наблюдателей для обсуждения положения церковно-приходских школ Таврической Епархии»[3].

С 5 марта 1912 года о. Вениамин вступил в должность редактора «Таврических епархиальных ведомостей» (далее – «ТЕВ») [4]. С 1906 по 1917 гг. они выходили по три раза в месяц в одной обложке с неофициальной частью – «Таврическим церковно-общественным вестником» (далее – «ТЦОВ») .

Свои собственные материалы, помещенные в редактируемых им журналах, архимандрит Вениамин в некоторых случаях подписывал «Архимандрит Вениамин», зачастую сокращенно – «А. В. », а иногда и вовсе оставлял без подписи. Например, статья «Последние дни Преосвященнейшаго Епископа Феофана в Тавриде» подписана «Очевидец». «Сведения об ученых трудах преподавателей…», хранящиеся в архиве Крыма, позволяют восстановить полный перечень работ архимандрит Вениамина за 1912 год. Как указано в документе, «рукописные его статьи, таковы: «Приветственное слово воспитанникам Таврической духовной семинарии», «Что такое живое проповедническое слово? », «Торжество престольного праздника в духовной семинарии», «Ово-же тридесять», «Юбилейное торжество в Таврической духовной семинарии», «Судите судом праведным», «Прощальное слово быв. о. Инспектора, иером. Лаврентия», «Высочайщее посещение Государем Императором гор. Симферополя», «Проезд Обер-Прокурора Св. Синода», «К вопросу о выборах в Гос. Думу», «Еще о выборах», «Св. Василий Великий как пастырь – устроитель Церкви», «Съезд депутатов от духовенства 1912 года», «Предвыборное собрание духовенства», «Прибытие Преосвященнейшего Димитрия, Епископа Таврического и Симферопольского», «Последние дни Преосвященнейшего Епископа Феофана в Тавриде», «Богословский праздник духовной семинарии», «Замечательная статья», «Тайная молитва о рабе Божием Алексии»[5].
 001   002   003   004   005
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

вениамина федченкова | богослужение неделю пятидесятнице память священномученика вениамина митрополита петроградского | 598 суд над священномучеником вениамином казанским митрополитом петроградским гдовским | вениамином багрянским | вениамином фроловым |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Творческое наследие митрополита Вениамина (Федченкова) на страницах церковной периодической печати Крыма (1912 – 1913 гг.)
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера