> Дело дня: Помогите ребёнку <

Воистину Он был Сын Божий | Православие и мир

 001   002   003   004
В начало текстаВ конец текста
БЕСЕДА ПЕРВАЯ. ГОД 1969 «Воистину Он был Сын Божий» ( Мф. 27, 5 ) Так воскликнул сотник и те с ним, кто стерегли Иисуса распятого, когда в тот страшный час увидели все бывшие на месте, называемом Голгофа, что значит “лобное место”. Вы об этом слышали в только что прочитанном Евангелии.

И вот, за особым великопостным богослужением, напоминающим нам о страданиях Господа Иисуса Христа, Церковь еще раз— для иных уж не в последний ли? — ставит нас перед Крестом Господним, как бы рядом с уверовавшим во Христа сотником!

Посреди храмов в эти дни Церковь водружает Крест, возвещающий о безмерной любви Бога к человеку и ко всему творению. Не отвлеченной, безличной и потому бесчеловечной любви-идее, подобно так называемой “гуманистической” любви к человечеству или к человеку вообще, к дальнему, а не к ближнему. Нет.

Церковь ставит нас перед Крестом, возвещающим о явленной на нем живой жертвенной, конкретно-личной и потому подлинно человеческой любви к каждому из нас вочеловечившегося Бога. И зовет сосредоточеннее и глубже, чем в другое, не великопостное время, задуматься над тайной дарованного нам Божественной любовью.

Некогда ап. Павел говорил: “Мы приняли… Духа от Бога дабы знать дарованное нам от Бога” ( 1Кор. 2, 12 ) . Но что мы с вами знаем об этом и Самом Боге?

Здесь, однако, возникает трудный, большой вопрос: а можно ли что бы то ни было знать о Нем? Можно ли в обычных рассудочных, логических понятиях рассуждать о Боге и Божием? Иметь Его предметом размышления или знания, опирающегося на рациональный опыт, т. е. таким же предметом, каким является и всякий другой в окружающей нас предметной объективной действительности?

Когда молодой, энергичный шофер такси, везущий меня из церкви домой, иногда серьезно, иногда с довольно ехидной усмешечкой спрашивает: « Что ж, батюшка, по – Вашему, Бог есть или Его все-таки нет? ”, – я сразу твердо отвечаю: «Конечно, есть». Я знаю, что Он есть, как знаете это и вы, братья и сестры, почти все вы. Но спрашивающий меня шофер такси, выброшенный на улицы большого города и до ужаса привыкший к отрегулированным логичным правилам движения по улицам и к таким же правилам движения его собственной практической мысли, основанным на одном только до конца рациональном опыте, он почти не в состоянии допустить существования у человека еще и другого, сверхрационального опыта. Я не говорю — а-рационального, или а-логического, но сверх-рационального, сверх-логического, т. е. такого, который шире и больше мысли, выраженной в обычных понятиях. А без такого опыта о Боге знать ничего нельзя.

Без него ничего нельзя знать также и о реальности как основе и как о всеобъемлющей полноте всей объективной предметной действительности. Без него невозможно сколько-нибудь полное знание человека даже о самом себе. О том, в чем каждый человек сознает себя не одной только малюсенькой частицей «объективной действительности» и не одной только функцией рода или обществе, а и тем совсем иным “нечто”, которое в логических понятиях необъяснимо. Спрашивающему меня о Боге шоферу, как, впрочем, и какому-нибудь профессору высокой ученой квалификации, всегда работающим и думающим при помощи исключительно логических различений и определений, трудно допустить существование сверхрационального опыта и всего, что в нем открывается людям. Поэтому они так часто оба и оказываются одинаково беспомощными в вопросах самого важного, самого большого жизненного значения для каждого человека.

В самом деле, реальность, но не в бесконечном предметном многообразии объективной, т. е. предметной действительности, в которой так хорошо ориентируются мысли человека и так называемый “здравый смысл”, реальность в том первичном в ней, которым объемлются все предметы и которое является как бы основанием всего существующего, эта конкретная реальность, как таковая, явственно дана сверхрациональному опыту, а отнюдь не рациональному. Именно в нем, в сверхрациональном опыте осознает себя и человек, в своей глубинной, предельной сущности, остающейся недоступной логически-анализируемой мысли. Попробуйте-ка сказать о себе все, что вы в себе самом знаете о себе. Попробуйте выразить себя исчерпывающе в определенных логических понятиях. Все, что вы о себе таким образом выскажете, будет гораздо меньше того, что вы о себе знаете. Это и значит, что у человека может быть и действительно есть особый опыт, невыразимый в простых понятиях. В таком опыте складывается и понятие Бога.

Конечно, если этот опыт в обычных логических понятиях не укладывается и выразить его таким образом нельзя, то это может означать, что он вообще невыразим. Что он должен, по-видимому, оставаться немым. Между тем он выразим и может быть осмыслен.
 001   002   003   004
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

более тысячи человек молились богослужением марийском языке | заключение сатаны тысячу лет бездну миниатюра лицевого апокалипсиса толкованиями архиеп андрея кесарийского кон xvi ргб егор 1844 | первый день великого поста бердянский архиерей молился главном храме епархии великопостным богослужением | церковь варвары великомученицы лонгина сотника гришутино | корнилием сотником |

Источник текста


Постоянная ссылка: Воистину Он был Сын Божий | Православие и мир
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера