> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Революционное движение и Духовные Школы России в конце XIX — начале ...

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
УЧАСТИЕ СЕМИНАРИСТОВ В ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ 1861-1884 ГГ. Хотя временем исследования нашей работы является конец XIX — начало XX века, но участие воспитанников семинарий и академий в антиправительственной деятельности началось еще с середины XIX века. Первые вспышки политических увлечений семинаристов стали обнаруживаться в начале 60-х гг.

Сразу следует сказать, что до конца XIX века далеко не все выступления воспитанников духовно-учебных заведений носили политический, а тем более революционный характер. Какие же были причины выступлений?

1. Недовольство самой школой как таковой. Уже отмечалось, что большинство воспитанников составляли люди, не стремящиеся свою жизнь посвятить служению Церкви в священном сане. Кроме индифферентно настроенных были люди и явно враждебные Церкви и совершенно неверующие. И все это из-за того, что духовная школа, с одной стороны, носила сословный характер, с другой, - была общеобразовательной школой для детей духовенства. Отсюда требования увеличить количество общеобразовательных предметов за счет уменьшения богословских дисциплин.

2. Недовольство жесткой системой «воспитания», порой грубое отношение со стороны членов инспекции. Цитата из интервью И. В. Сталина, данного им немецкому писателю Эмилю Людвигу в 1931 году. «На вопрос: «Что Вас толкнуло на оппозиционность? Быть может, плохое обращение со стороны родителей? », Сталин довольно холодно ответил: «Нет. Мои родители были не образованные люди, но обращались они совсем не плохо». Далее произнес небольшую, но страстную речь: «Другое дело православная духовная семинария, где я учился тогда. Из протеста против издевательского режима и иезуитских методов, которые имелись, я готов был стать и действительно стал революционером, сторонником марксизма, как действительно революционного учения». На это Людвиг, лучше многих современников догадывавшийся о подлинных силах, двигавших сталинской натурой, спросил: «Но разве Вы не признаете положительных качеств иезуитов? » - «Да, у них есть систематичность, настойчивость в работе для осуществления дурных целей. Но основной их метод - это слежка, шпионаж, залезание в душу, издевательство, - что может быть в этом положительного? Например, слежка в пансионате: в 9 часов звонок к чаю, уходим в столовою, а когда возвращаемся к себе в комнаты, оказывается, что за это время обыскали и перепотрошили все наши вещевые ящики… Что может быть в этом положительного? » Понятно, что речь идет не об иезуитах, а о православных наставниках, использовавших «иезуитские» методы». [1] 3. Не последнее место занимал и существовавший запрет воспитанникам духовно-учебных заведений участвовать в общественной жизни страны, читать не только газеты и журналы, но и просто художественную литературу после Гоголя [2] (школьные библиотеки были недоступны для воспитанников, а когда был открыт доступ, многие книги туда не поступали) .

Стремясь приобщиться к общественной и культурной жизни страны, воспитанники создавали кружки самообразования, составляли нелегальные студенческие библиотеки, в которые входили не только художественные, но и политические и революционные произведения и издания. В определенные периоды издавались и семинарские журналы. Наличие таких кружков в стенах духовно-учебных заведений прослеживается уже в 70-х гг. Они действовали с определенной периодичностью: иногда начальство их раскрывало и закрывало, увольняя организаторов и некоторых членов, но через непродолжительное время они возникали снова.

Внутренние проблемы в своей совокупности подготавливали благоприятную почву для усвоения влияния извне. Преследуя первоначально цель саморазвития, нелегальные студенческие кружки не долго оставались в мирном русле: очень быстро в них появляются «сторонние» агитаторы, как правило, ведущие антиправительственную деятельность. [3] Ревизор Пермской семинарии Карпов докладывал, что в семинарии он обнаружил безверие, разврат, пьянство, неповиновение со стороны многих учеников. Причиной он считал внешнее вредное влияние на воспитанников. [4] В создании студенческих библиотек принимали участие и либеральные учителя. В 1861 г. в Перми было распространено чтение либеральной литературы из библиотеки, открытой тремя бывшими наставниками семинарии: Поповым, Иконниковым и Воскресенским. К библиотеке привлекались как семинаристы, так и преподаватели. В феврале 1862 г. у некоторых воспитанников обнаружены рукописи «Пора», полученные от Иконникова. [5] Студенты переписывали нелегальные рукописи, распространяли их в среде своих знакомых. В мае 1861 г. пермское епархиальное начальство доносило обер-прокурору, что «некоторые в г. Перми лица, настроенные вольномысленно и неприязненно против начальства и власти, поручили через посредство увлеченного ими воспитанника семинарии Аркадия Топоркова ближайшим его товарищам списать в нескольких экземплярах злоумышленную статью под заглавием: «Послание старца Кондратия»… Главным виновником в этом деле оказался учитель Пермской семинарии Алексей Меригеровский, который вследствие всего этого… арестован и содержится под стражей». [6] Первая волна антиправительственных действий со стороны воспитанников духовно-учебных заведений связана с царским манифестом 19 февраля 1861 г. об отмене крепостного права.

Несмотря на то, что крестьяне становились лично свободными, землю они должны были выкупить.
 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

Предыдущий текст

Источник текста

Вам может быть интересно:

собор воскресения словущего всех учебных заведений | церковь матфея евангелиста новинской семинарии | церковь матфея апостола новинской семинарии | выпускников военно-учебных заведений напутствовали священники | санкт-петербургской духовных академий семинарий |
Постоянная ссылка: Революционное движение и Духовные Школы России в конце XIX — начале XX веков. Часть V Православие.Ru
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера