Пятая антитеза нагорной проповеди Господа Иисуса Христа (Мф. 5:38-42) ...

 001   002   003
В начало текстаВ конец текста
Пятая антитеза нагорной проповеди Господа Иисуса Христа ( Мф. 5: 38-42 ) в истории новозаветной экзегетики П редметом данного исследования является одно из положений Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа, получившее библеистике название пятой антитезы ( Мф. 5: 38-42 ) , в которой говорится о непротивлении злу: Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб; А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два; Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

Д анное место является одним из немногих мест в Новом Завете, где наиболее ярко раскрывается сущность христианской этики и поведения, отличающего христианина от других людей.

П ятая антитеза Нагорной проповеди начинается с цитирования закона равного возмездия, или принципа талиона. Этот закон мы встречаем уже в самом древнем из известных нам сводов законов ~ в кодексе вавилонского царя Хаммурапи, царствовавшего с 2285 по 2242 гг. до Р. X. Суть принципа - равное возмездие - наказание должно быть равновесно нанесенному ущербу. Данный закон был неотъемлемой частью ветхозаветной этики. В Ветхом Завете он повторяется не менее трех раз - в книге Исход ( 21: 23-25 ) , Левит ( 24: 12-20 ) и Второзаконие ( 19: 21 ) , и нередко цитируется для демонстрации жестокости и безжалостности законов Ветхого Завета. Однако здесь необходимо отметить, что первоначальной целью принципа талиона являлось ограничение мести как таковой. В древности характерной особенностью родового строя являлся закон кровной мести - vendetta (итал.) , по которому все члены рода, к которому принадлежал человек, потерпевший ущерб, могли мстить всем членам рода, к которому принадлежал тот, кто нанес ущерб, вплоть до уничтожения последнего. Принцип талиона ограничивал месть тем, что предписывал наказывать лишь того, кто совершил проступок, причем наказание не должно было превышать того вреда, который нанес провинившийся. Далее, принцип талиона всегда был руководством для законного судопроизводства ( ср. Втор. 19: 18 ) , а не правом вершить самосуд. Более того, этот принцип редко понимался буквально. Очень скоро в иудейском обществе то или иное повреждение стало возмещаться материальным штрафом (трактат Баба Камма) . Наконец, закон равного возмездия никак не означал всей этики Ветхого Завета, в которой встречаются яркие прообразы христианской нравственности (Лев. 19: 18; Притч. 25: 21; 24: 29; Плач. 3: 27, 30) .

Н есмотря на то, что принцип талиона имел воспитательную цель и ограничивал месть, дальнейшие слова пятой антитезы упраздняют его как несовместимый с христианской жизнью. Вступление антитезы в 38-39 стихах начинается императивом не противься злому!

и обобщает собой последующие три примера-требования. Оборот?? ??????????? ?? ?????? предполагает отказ от сопротивления злу вообще (?????? следует понимать у ап. Матфея в среднем, а не в мужском роде 1) . Таким образом, этот обобщающий императив постулирует поведение христианина, которое далее иллюстрируется тремя образами. В них содержится нечто большее, чем кажется на первый взгляд.

1... Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; Пощечина считалась выражением ненависти и оскорбления. Здесь ключевым понятием является именно оскорбление, а не боль ( ср. Ис. 50: 6; Плач. 3: 30 ) . Уточнение - удар именно в правую щеку необычно, т. к. для этого надо быть или левшой, или ударить тыльной стороной ладони. Согласно иудейскому раввинистическому закону, удар, нанесенный тыльной стороной руки, рассматривался как более ранящий и оскорбительный по отношению к удару, нанесенному ладонью ( ср. 2 Ездр. 4: 30 ) . Таким образом, здесь Господь говорит о том, что настоящий христианин должен учиться не приходить в негодование в случае любых ударов судьбы и не искать отмщения ни за какое проявление неуважения к нему 2. 2... И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; Рубашка - по-гречески????? (туника) представляла собой нижнюю одежду, сделанную из хлопка или льна. Даже беднейший человек имел пару туник - одну носил и одну для смены. Верхняя одежда -??????? (гиматий) имела дополнительную функцию - она использовалась как плащ днем и как одеяло ночью. Согласно иудейскому закону, в качестве длительного залога могла быть взята нижняя одежда, но не верхняя, которая могла быть взята в залог лишь на самое короткое время (Исх.
 001   002   003
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

прор ездра роспись синагоги дура-европос 250 национальный музей дамаск | четыре апокалиптических всадника роспись придела иоанна богослова троицы никитниках москва 1653 | икона пресвятой богородицы елеуса милостивая умиление тремя глазами | елеуса милостивая умиление тремя глазами | категорический императив |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Пятая антитеза нагорной проповеди Господа Иисуса Христа (Мф. 5:38-42) в истории новозаветной экзегетики. Рогальский С.Г.
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера