ИПАТИЙ

  001  002 
В начало текстаВ конец текста
получил от Бога дар исцеления; он ухаживал за больными, используя вместо лекарства елей, молитву и крестное знамение. Тем, кто пытались его благодарить, он отвечал, чтобы они славили не его, а Бога, истинного Целителя. Он говорил, что исцеление происходит по вере и что вера помогает молитве (Callinicos.)

Vie dHypatios. 1971. 28. 43-44 (. И. стяжал также благодать изгонять бесов. В Житии неоднократно подчеркивается, что И. любил бедных) φιλόπτωχος - нищелюбец (и старался всегда им помочь. Узнав в видении о грядущем голоде, он сделал запасы овощей и зерна и во время этого бедствия кормил до 500 чел. ежедневно.)

Каллиник приводит историю, раскрывающую духовный облик преподобного. Однажды у И. собралось множество людей, требовавших от игумена распоряжений относительно больных, бедных, странников и братии мон-ря. Один монах, видя происходящее, спросил, не отвлекают ли эти люди его ум от Бога. И. ответил: «Верю в благодать Божию. И даже если их будет в два раза больше, мой ум пребудет трезвенно обращенным к Богу (ὁ νοῦς μου πρὸς τὸν Θεὸν νηφάλεος διαμένει) » ( Ibid. 48. 39-41 ) . И. имел обыкновение затворяться на время Великого поста в небольшой келье и наставлять посетителей сквозь окошко, через к-рое он получал хлеб раз в 2 дня. По воскресеньям И. служил в соседней ц. апостолов Петра и Павла вместе с ее клиром.

И. был горячим защитником Православия. Так, еще до осуждения несторианства на Вселенском III Соборе он отказался поминать Нестория на богослужении, несмотря на понуждение к этому местного епископа. И. выступал против язычества. Он вырубал и сжигал деревья, которым поклонялись язычники. В Вифинии И. обратил в христианство мн. жителей. И. активно выступил против попытки префекта Леонтия провести в халкидонском театре Олимпийские игры. Не получив поддержки у епископа, И. обратился к архимандритам окрестных монастырей. Леонтий, узнав о том, что монахи во главе с И. решили во что бы то ни стало помешать ему провести игры, предпочел отказаться от своего замысла.

И. всегда старался защитить преследуемых и помочь им. Каллиник пишет: «Сколько тех, кого удручали дела, прибегали в поисках убежища к Богу и к нему и получали помощь? » (Ibid. 36. 3) . Так, он принял в мон-ре неск. рабов Монаксия (занимавшего высокие посты, в т. ч. и префекта претория) , желавших стать монахами, и отказался их выдать, когда Монаксий, узнав, где находятся его рабы, потребовал их вернуть. Впосл. Монаксий, убежденный наставлениями И., позволил своим рабам остаться в мон-ре и получил от И. благословение. Во 2-й пол. 20-х гг. V в. И. предоставил убежище в мон-ре прп.

И. пользовался большим уважением как среди мирян, так и среди клириков и монахов. После смерти прп. Далмата (см. в ст.)

Исаакий, Далмат и Фавст, преподобные (он считался главой к-польских монахов: как пишет Каллиник, «все его считали за отца») Ibid. 23. 3 (. Слава И. вышла далеко за пределы К-поля: согласно Житию, «все архимандриты и епископы и благоговейные мужи-пустынники желали получить от него письменный ответ и благословение») Ibid. 36. 8 (. Почитала его и имп. семья. Так, Феодосий II неоднократно писал И. и дважды посетил его. Три сестры императора, часто приезжавшие в бывш. дворец Руфина, к-рый стал собственностью имп. семьи, также обращались к нему за благословением.)

И. скончался в возрасте 80 лет. Перед смертью он предсказал неск. бедствий, к-рые должны были вскоре случиться, в т. ч. землетрясение и нашествие гуннов (источники действительно сообщают о них под 446 7 г. : Callinici Vita Hypatii. 1895. P. XIII-XVII, XX; Bartelink. 1971. P. 11) .

В византийских Синаксарях память И. помещается под 17 июня, в стишных Синаксарях - под 29 мая, в некоторых месяцесловах в составе греческих рукописных Евангелий - под 9 июня. Однако эти даты не совпадают с днем смерти святого - 30 июня, указанным в одном из списков Жития И. (Pargoire. 1899. S. 451) . В совр. календаре РПЦ память И. указывается 31 марта, она была приурочена к празднованию памяти сщмч.

Vie dHypatios Trad. A. -J. Festugière Les moines dOrient. P., 1961. T. 2: Les moines de la région de Constantinople. P. 9-86; Callinicos.

Vie dHypatios Introd., texte crit., trad. et notes par G. J. M Bartelink. P., 1971. ( SC; 177 ) ; ЖСв. Март. С. 614-616.

Месяцеслов. Т. 2. С. 92, 161, 175, 184; Т. 3. С. 124-126; Janin R. Ipazio BiblSS. T. 7. P. 860-861; Bartelink G. J. M.

Vie dHypatios. P., 1971. P. 9-55; Janin. Grands centres. 1975. P. 36, 38-40; Dagron G. Les moines et la ville: Le monachisme а Constantinople jusquau concile de Chalcédoine (451) TM. 1970. T. 4. P. 229-276; K[azhdan] A. P.

В русских иконописных подлинниках (XVIII в.) память святого и описание его облика помещены под 31 марта. В подлиннике по списку Г. Д. Филимонова сказано: «Поживе лет 80; подобием стар, и быша власы его главнии и браднии яко снег, бяше нарочит действием и видением, ризы преподобнические. Сей святой жены кровоточивыя и бесчадныя не малы чудотворны показа, и сухи сосцы имуща и безкормны млеком тичити сотвори» (Филимонов.)

Иконописный подлинник. С. 308 (. В Большаковском подлиннике в описании внешности святого приведены те же слова) Большаков.

Подлинник иконописный. С. 85 (. Изображения И. в рус. традиции чрезвычайно редки. В минеях его образ обычно вытесняется образом сщмч. Ипатия Гангрского, чья память приходится также на 31 марта. В качестве редкого и достаточно раннего примера изображения И. в рус. иконописи можно привести минею на март из годового комплекта икон) кон. XVI в., ВГИАХМЗ (. На то, что в цикл включен именно этот святой, указывают тип его изображения как преподобного в монашеском облачении и надпись: «Прп. Ипатий-целитель», которая отражает сведения Жития о получении святым дара исцеления. В составе избранных святых поясной образ И. представлен на нижнем поле палехской иконы «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием, праздниками, иконами Богоматери и избранными святыми») сер. XIX в., собрание М. Е. Де Буара (Елизаветина) (.)

К раннему XIV в. относится каменная иконка (ГММК. № 16543) с рельефным образом святого, надпись: «О ЕВПАТ (НН) ». И. представлен со свитком в левой руке и с благословляющей десницей. Судя по тому, что в состав одежд не входит омофор - атрибут епископского служения, с к-рым изображают соименного преподобному сщмч. Ипатия Гангрского, можно предположить, что на данной иконке представлен И. (Николаева Т. В.)
  001  002 
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

святые мученики мелетий стратилат стефан иоанн серапион египтянин каллиник волхв феодор фавст ними 1218 воинов женами детьми | мелетий стратилат стефан иоанн серапион египтянин каллиник волхв феодор фавст мученики | мелетий стратилат стефан иоанн серапион египтянин каллиник волхв феодор фавст | бегство египет икона 1883 мастер епанечников мон-рь прп герасима иорданского палестина | преподобные исаакий далмат фавст икона нач мастерская богатенко оклад 1912–1917 мишукова старообрядческий покровский собор рогожском кладбище москве |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: ИПАТИЙ
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера