ИИСУС ХРИСТОС • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха ...

  026   027   028   029   030   031   032   033   034   035   036   037   038   039   040   041   042   043   044  045   046
В начало текстаВ конец текста
Anapeson: Iconographie et signification du thème Byz. 1994. Vol. 64. P. 134-165) . Образ возлежащего И. Х. Еммануила основан на словах праотца Иакова о спящем льве из колена Иуды ( Быт 49. 8-9 ) , что символически истолковывается как смертный сон И. Х. В XIV в. изображение И. Х. «Недреманное Око» становится широко распространенным и встречается гл. обр. в стенописях. Размещение композиции в храмах бывает различно. В нек-рых случаях сцена помещается на вост. стене нартекса над входом в храм (кафоликоны мон-рей Протат, 1290, и Ватопед, 1312, на Афоне; ц. арх. Михаила мон-ря в Леснове, Македония, сер. XIV в. ; ц. Св. Троицы мон-ря Ресава, Сербия, 1406-1418) . Прямая связь с литургическими текстами, тема Страстей и Жертвы обусловили появление этого изображения в алтарной зоне: на предалтарном столпе в кафоликоне мон-ря Хиландар на Афоне (1312) ; в центральном алтаре в Зарзме, Грузия ( 1285-1308 ) ; в диаконнике ц. Богоматери Перивлепты в Мистре, Греция (сер. XIV в.) , в жертвеннике ц. св. Петра в Беренде, Болгария (сер. XIV в.) . Изображение обычно сопровождается соответствующим текстом из кн. Бытие, что нашло букв. отражение в памятниках: на миниатюре из Сербской Псалтири ( иллюстрация к Пс 76. 2-3 ) , на поствизант. фресках (напр., фреска мон-ря Говора, Румыния, 1711) рядом со спящим Еммануилом изображен лев. Композиция «Спас Недреманное Око» встречается также и на иконах. В рус. искусстве эта иконография появилась в сер. XVI в. (иконы из ГММК; ГТГ; Музея икон в Рекклингхаузене, ПИАМ) .

В отличие от живописи Балкан на рус. иконах и фресках вместо текста Быт 49. 8-9 используется текст Пс 120. 4: «Се не воздремлет, ниже уснет храняй Израиля». Образцы прорисей икон «Спас Недреманное Око» приведены в Сийском иконописном подлиннике кон. XVII в. На рус. иконах и фресках сцена предстает на фоне райского сада (Благовещенский собор Московского Кремля, сер. XVI в.) , ложе изображается в виде кровати с 4 ножками (Смоленский собор Новодевичьего мон-ря, кон. XVI в.) . На иконе сер. XVI в. (ПИАМ) И. Х. и Богоматерь представлены с развернутыми свитками в руках, на к-рых написан молитвенный диалог: Богоматерь обращается к Сыну с молитвой за людей, Он отвечает перефразированным литургическим текстом канона Великой субботы: «Не рыдай Мене, Мати». Образ Богоматери на этой иконе перекликается с визант. типом Божией Матери «Параклесис» и с Боголюбской иконой. В XVII в. «Спас Недреманное Око» часто встречается в монументальных росписях: ц. Св. Троицы в Никитниках, 1654 г. ; ц. Воскресения на Дебре, Кострома, 1650-1652 гг. ; Троицкого собора Данилова монастыря в Переславле-Залесском, 1662-1668 гг. ; ц. Воскресения в Ростовском кремле, 2-я пол. XVII в.

Развитие иконографии И. Х. шло по линии создания сложных символических изображений либо претворения в зримые образы гимнографических текстов, в к-рых ярко и многогранно раскрываются темы спасительного Воплощения, Евхаристической Жертвы, Второго пришествия и Страшного Суда. В нек-рых случаях образ И. Х. имеет символический облик ангела (Ангел Великого Совета, София Премудрость Божия, Спас Благое Молчание) . Но в большинстве случаев иконографической основой сложных образов являются «исторические» изображения И. Х. как средовека или младенца.

VI. И. Х. Священник (Иерей) - иконографический тип, представляющий Спасителя с короткими волосами и бородой, с выстриженным на темени гуменцом (тонзурой) . С таким знаком принадлежности к церковнослужителям принято изображать ап. Луку, архидиак. Стефана, свт. Петра Александрийского и др. И. Х. благословляет правой рукой, в левой держит свиток. В основе данного типа изображения, известного с послеиконоборческого времени, лежат текст: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс 109. 4) - и его истолкование в Послании к Евреям ( Евр 4. 14; 5. 10 ) . Один из самых ранних примеров - мозаика Софийского собора в Киеве ( 30-е гг. XI в. ) , где И. Х. представлен погрудно в медальоне на щеке вост. подпружной арки. Изображение И. Х. Священника находится в одном из куполов ц. вмч. Пантелеимона в Нерези, Македония (1164) ; на горнем месте в центральной апсиде ц. Спаса на Нередице (1199) . Возникновение этой иконографии связывают с усилением в XI в. внимания к теме Евхаристии, к-рая с этого времени начинает изображаться в алтарных росписях, и с желанием всемерно акцентировать мысль, что Священником, совершающим таинство, является Сам И. Х. В поздневизант. искусстве тема иерейства И. Х. получила развитие в иконографии Великий Архиерей. " Спас в силах " . Икона. Посл. четв. XV в. (ЦМиАР) VII. Иконография «Спас в силах» возникла на Руси в кон. XIV - нач. XV в. ; ее название зафиксировано в описях с сер. XVI в. ( Опись Соловецкого мон-ря, 1549 ) . И. Х.
  026   027   028   029   030   031   032   033   034   035   036   037   038   039   040   041   042   043   044  045   046
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

иисус христос троне предстоящими апостолами петром павлом агнец божий роспись катакомб святых петра марцеллина 2-я пол iii 1-я пол | встреча иисуса христа иоанном предтечей мозаика купола кафоликона мон-ря хора кахрие-джами к-поле 1316–1321 | иисус христос апостолами петром павлом святыми роспись катакомб святых марцеллина петра 2-я пол | ковчег завета сосуд образом богоматери сцене служения праотца аарона прор моисея роспись сев алтарной стены успения пресв богородицы мон-ря грачаница косово метохия 1320 | божия матерь одигитрия троне роспись конхи апсиды имя пресв богородицы сер xiii |

Источник текста


Постоянная ссылка: ИИСУС ХРИСТОС • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера