> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Есть сцена в Библии, от которой я просто балдею | Православие и мир

 001   002
В начало текстаВ конец текста
Архимандрит Савва (Мажуко) представил сборник великопостных писем о том, как подойти к Светлой Пасхе с радостью. Презентация получилась не столько о книге, сколько о жизни белорусского священника. Но тут все просто: книга и есть его жизнь.

Архимандрит Савва (Мажуко) . Фото: Ефим Эрихман Архимандрит Савва (Мажуко) : Страсть к жизни нужно беречь Архимандрит Савва (Мажуко) : Страсть к жизни нужно беречь Архимандрит Савва (Мажуко) : Страсть к жизни нужно беречь Архимандрит Савва (Мажуко) : Страсть к жизни нужно беречь Архимандрит Савва (Мажуко) : Страсть к жизни нужно беречь В культурном центре «Покровские ворота» прошла презентация книги архимандрита Свято-Никольского монастыря города Гомеля Саввы (Мажуко) «Неизбежность Пасхи. Великопостные письма». В письмах отец Савва объясняет, как пережить великопостные дни с радостью, не ударяясь в запреты, не уподобляясь тем самым фарисеям. На презентации автор мало говорил о книге, но много – о жизни и своем опыте, что, по большому счету, и вошло в его письма. Мы внимательно слушали и записали правила жизни архимандрита Саввы.

Простой пример: моя приятельница работает в больнице, она идет по коридору и слышит колокольный звон. Отделение онкологии, 4 часа утра, ни одной церкви в округе. Оказывается, в палату поселили очень воцерковленную даму, которая каждое утро открывает ноутбук, включает колокольный звон, проповедь священника, а в палате 6 человек. На замечание моей приятельницы она ответила, что ей спасибо должны сказать, потому что она спасает людей. Человек, успешный в плане религиозной духовности, потерпел поражение как человек, не воспринимающий универсальную духовность.

У нас совершенно не развита педагогика мужских навыков. Мы даже не отдаем себе отчет, что они существуют. А они есть. Например, навык щедрости. Настоящего мужчину отличает щедрость. Но как это делать? Правильно относиться к деньгам, к неудачам, к поражениям и предательствам. Кто поставит этот навык? У кого из святых отцов об этом прочитать? Я прочел это в романе Гари.

Это вполне естественно. У нас свободная страна, люди могут быть разных убеждений. Но это значит, что мы должны работать усерднее, быть уверенными до конца в том, что человек нас понял. Слишком много в нашем церковном обществе страха. Страх перед языком, страх перед фразой, сказанной не нашими, церковными словами, а обычными, что она вдруг прозвучит не так. Как научить церковного человека не бояться популярного мира? Вот задача.

Я считаю, что церковнославянский язык – это наш православный дзен, потому что он создает условия для молитвы. Тут вопрос не в переводе, не в адаптации. Не надо путать молитву и текст молитвы. Это две разные реальности.

Когда Давид предложил сразиться с Голиафом, первое, что он должен был сделать по технике безопасности, – надеть доспехи. Но из тяжелых доспехов старших братьев он вываливался, как из скворечника. Я знаю, как это неудобно, потому что донашивал одежду за своими двумя старшими братьями. В конце концов он отказался от доспехов, и в этом неординарном поступке прорвалась его личность.

Книги по монашеской духовности – это как доспехи для Давида. Они прекрасны для нас, но не подходят мирянину, который не сможет в них сражаться со своими голиафами.

Потому что ей, человеку впечатлительному и мнительному, нужно себя проветривать, выходить в люди. Я тоже очень мнительный человек и не люблю многолюдных собраний, для меня это испытание. Но я знаю, что мне это полезно. Есть такая практика из универсальной духовности – small talk. Люди беседуют ни о чем, не успевая никого осудить или позлиться. Исходя из наставлений праведных отцов, нужно отказаться от пустословия, но человек в таком случае никогда не выйдет из своей депрессии. Даже Сократ говорил: прежде чем философствовать, нужно научиться искусству пустословить.

В монастырях есть практика: пока монахи обедают, кто-то из братьев читает наставления старцев, жития святых. Я как-то предлагал отцу Амвросию сделать небольшое хулиганство: подложить братьям на трапезу Сенеку. Вряд ли бы заметили, если правильные куски выбрать. Церковь не остановилась в росте, мы должны позволять себе творческий порыв: возможно, новые практики, новые монашеские ордена, сообщества мирян, как у католиков.

На днях у меня была бессонница и я забрался в интернет посмотреть, чем сейчас живо православие. Оказывается, в нашей православной песочнице происходят удивительные вещи. Например, продают афонский корень. Афонские монахи выкопали где-то корень, который лечит все стадии рака. Нужно причаститься, купить баночку за три с половиной тысячи рублей и ни в коем случае не обращаться к врачам. Кроме того, что это преступно, это еще и иллюстрирует механизмы работы бренда.

 001   002
В начало текстаВ конец текста

  • Источник текста

    Вам может быть интересно:

    состоялась презентация представительства белорусского экзархата москве | белорусского экзархата | светлой седмицы | вестник белорусского экзархата | амарнских писем |
    Постоянная ссылка: Есть сцена в Библии, от которой я просто балдею | Православие и мир
    > Помогите ребёнку на реабилитацию <
    ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера