Очерк истории обрядовой стороны Таинства Елеосвящения - читать, ...

  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016
В начало текстаВ конец текста
Далее следует эта вторая молитва, произносимая вторым священником (очень краткая, непохожая не на одну из наших) , после шестой песни – третья (об освящении елея, – по содержанию, но не в выражении сходная с нашею второю молитвою над елеем) , на словах, после девятой песни – четвертая (наша третья, читаемая после третьего евангелия, только с изменением конца) . После этой молитвы замечено: «и после того, как скажут семь священников, оканчивается всенощное (παννυχίς) ; каждый произносит свою молитву 49 ». За этим замечанием следуют еще три молитвы без всяких надписей: пятая, шестая, седьмая (по общему счету) ; из них пятая и шестая не наши и только последняя седьмая наша: «Отче святый, врачу душ и телес». «На литургии, говорится далее, произносятся антифоны по обычаю. На вход: помилуй нас Господи, помилуй нас. Прокимен: аз рех Господи, помилуй нас. Стих: блажен призираяй нища и убога». Для чтений из апостола назначено Иак. гл. V, из евангелия – Лук. гл. X. «И так другой священник (произносит) ектенью и иной (удаляет) оглашенных и всё произносится по порядку и исполняется литургия (πληροῦτα ή λειτουργία) . Входит больной и начинают петь тропарь: помилуй нас Господи, помилуй нас. И каждый из них (священников) произносит молитву, выше написанные (молитвы) 50 и помазывает чело, уши и руки больного и каждый гасит светильню, как сказано, и после этого помазывают весь дом, делая знак креста, и поют: живый в помощи Вышнего. И таким образом оканчивается служба (λειτουργία) " . Это последование в первой своей части имеет вид всенощного бдения, каковое название (παννυχίς) ей действительно и усвояется по этому древнему литургическому памятнику. Вторую часть последования составляет литургия (может быть преждеосвященных св. Даров?) . Среди литургии происходило помазание больного освященным елеем. Хоть здесь и не сказано о приобщении болящего св. Тайн, но весьма вероятно, что оно совершалось в связи с этим священнодействием, именно – больной принимал таинство евхаристии после помазания св. елеем. На такое предположение нас уполномочивают: обычаи западной церкви 51 и всегдашний взгляд восточной церкви, считавшей евхаристию необходимой печатью, завершением всех таинств 52. Каким образом первая часть последования таинства елеосвящения получила на востоке такой характер, – характер как бы всенощного бдения? Нам кажется, это явление можно объяснить из следующих исторических обстоятельств древней церкви. Со времен Константина Великого в церкви как восточной, так и западной, как епископы, так и императоры и другие, знатные и богатые люди ревностно заботились об устроении особенных зданий для болящих христиан. Таких больниц, находившихся под управлением ближайшим образом пресвитеров, было очень много в древности, начиная с IV в. (53. Устраивались они по большей части в связи с храмами, составляя одну часть зданий, входивших в состав построек, окружавших тогдашний христианский храм. Естественно, что существование таких домов, находившихся притом в непосредственном и ближайшем заведывании у пресвитеров, представляло большие удобства для неспешного совершения таинства елеосвящения и могло содействовать зарождению стремления расширить это священнодействие, придать ему по возможности торжественный вид. А характер этого священнодействия, как таинства, предваряющего приобщение больного и как бы предуготовляющего его к принятию евхаристии, мог естественно расположить к мысли сделать из елеосвящения вечернее богослужение, заканчивающееся к утру литургией. Больной мог являться в таком случае уже после всенощного бдения, во время литургии, как это мы и видим в разбираемом нами памятнике; после канона и всех семи молитв замечено: „входит больной“. Замечательно еще, что первая часть последования „освящение елея“, со времени её расширения девятипесенным каноном с семью молитвами, представлялась древним настолько характерною, что обнаружила даже влияние на само наименование, даваемое с того времени всему этому священнодействию: вместо древних разнообразных наименований оно стало носить название εύχέλαιον – молитва над елеем или, как у нас оно называется, елеосвящение, вместо елеопомазания, как следовало бы называть его. – Рассматриваемое последование представляет следующие более крупные черты сходства с нынешним последованием: в том и другом существуют канон и семь молитв, произносимых, впрочем, по рассматриваемому списку, среди канона и по окончании его и снова повторяемых при помазании больного освященным елеем. Из всех молитв только три наши: первая наша молитва при освящении елея) „Господи милостью и щедротами“ (, третья при помазании) „Владыко Вседержителю, святый Царю, наказуяй (и молитвы „Отче святый, врачу душ и телес». Все остальные молитвы весьма кратки сравнительно с нашими и похожи скорее на формулы, чем на молитвы.)

Из следующих веков X, XI, XII и ХШ до конца XIV и начала XV в. мы не имеем данных для истории последования таинства елеосвящения 54.
  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

пассия уставное вечернее богослужение чтением акафиста страстям христовым селе фоминичи | пассия уставное вечернее богослужение чтением акафиста страстям христовым | христос исцеляет бесноватого стране гадаринской миниатюра четвероевангелия царя ивна александра болгарского 1356 brit lib add 39627 fol 162r | блаженнейший митрополит онуфрий возглавил вечернее богослужение чтением 12-ти страстных евангелий трапезном храме киево-печерской лавры | вечернее богослужение чтением евангелий великий четверток страстной седмицы18 апрель 2014 |

Источник текста


Постоянная ссылка: Очерк истории обрядовой стороны Таинства Елеосвящения - читать, скачать - профессор Александр Львович Катанский
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера