Тема причастности Богу в святоотеческой традиции и у Никифора Григоры ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста
Проект документа «Пассия как элемент современного православного богослужения» 2. 04. 2018 Именно так. Крестовоскресный есть характер истинной веры Ортодоксии. Но главное в таинстве спасения... 2. 04. 2018 Служба Великой Пятницы - единственная в богослужебном году и не должна копироваться. В Православии а... 1. 04. 2018 У нас давно практикуется первый вариант. Причем, для желающих " уставного " богослужения - в... Комментарии к проекту документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века» 1. 04. 2018 ……………Комментарий Проекта Документа ….. «О дальнейших мерах по врачеванию последствий церковного ра... Тема причастности Богу в святоотеческой традиции и у Никифора Григоры [

Бирюков Дмитрий Сергеевич Читателям представляется статья Д. С. Бирюкова – научного сотрудника Института истории христианской мысли при РХГА, ответственного секретаря серии «Византийская философия». В статье рассматривается тема причастности Богу, как ее понимали Аристотель, Порфирий, Прокл, Никифор Григора, а также святые Дионисий Ареопагит, Афанасий Великий, Григорий Нисский, Максим Исповедник и Григорий Палама.

Стало быть, обоженные не [просто] улучшают свою природу, но, сверх того, приобретают саму Божественную энергию, Самого Святого Духа.

Свт. Григорий Палама Тема «причастности» впервые в философии была ярко заявлена в сочинениях Платона. Для выражения представления о связи вещей с идеями Платон использует понятие μέθεξις, а также синонимичные понятия μετοχή, μετάληψις и близкое к ним κοινωνία. В поздних диалогах Платон для прояснения отношения идей и вещей чаще использовал понятия «образ», «подобие» или «подражание» (εικών, ὁμοίωμα, μίμησις) [1]. В платоновском Пармениде можно найти два парадигматических понимания «причастности», каждое из которых активно использовалось далее на протяжении истории философии и богословия: в Parm. 131а-е, где находит свое выражение взгляд критиков учения о причастности вещей идеям, о причастности говорится как о владении частью причаствуемого [2], а в Parm. 158a — о том, что по причастности говорится в плане противопоставления тому, что по бытию: отличное от Единого сущее причастно ему, в противном случае оно бы являлось им самим. В самом общем смысле причастность в рамках этой парадигмы указывает на тот факт, что некое сущее обладает определенным свойством (в данном случае — единством) в меньшей мере, чем то, что является воплощением этого свойства (в данном случае — Единое) ; именно такое понимание можно назвать нормативным платоническим пониманием причастности, оно будет использоваться Плотином [3], Проклом и др.

Аристотель был одним из тех, кто критиковал представление о «причастности» идей вещам [4]. Стагирит видоизменил употребление этого понятия. В своих логических сочинениях, разрабатывая учение о роде, виде, видовом отличии и т. п., Аристотель вводит понятие причастности (μετέχος) для выражения логического отношения между родовидовыми предикабилиями различной степени общности: менее общее причастно более общему, в то время как последнее не является причастным первому; таким образом, по причастности для Аристотеля означает то же, что по бытию, или по природе. Причем в отличие от платонического дискурса, в рамках которого, когда речь идет о причастности, говорится о большей или меньшей степени, в рамках аристотелевского дискурса не идет речи о мере причастности. В Топике Аристотель пишет: Следует выяснить, необходимо ли или возможно, что бы род был причастен (μετέχειν) тому, что полагают как относящееся к роду. Определение (ὅρος) же причастности таково: принимать логос причаствуемого (τὸ ἐπιδέχεσθαι τὸν τοῦ μετεχομένου λόγον) . Таким образом ясно, что виды причастны родам, роды же не [причастны] видам, ибо вид принимает логос рода, род же [логоса] вида не [принимает] [5]. Видовое отличие, надо полагать, не причастно роду, ибо все причастное роду есть или вид, или индивид (ἄτομον) [6], а видовое отличие есть ни вид, ни единичное [7]. Говоря здесь о «логосе», Аристотель имеет в виду «определение». Стагирит выражает на языке причастности то положение (основанной им) классической логики, согласно которому все, что входит в род, входит и в вид, но не наоборот [8]. Таким образом, то, что единичное «причаствует» виду и роду, в рамках данного дискурса означает, что оно причастно своему «логосу сущности» (λόγος τῆς οὐσίας) , или «второй сущности» [9]. Это учение о «причастности» в контексте положений логики получило свое развитие у древних комментаторов Аристотеля, и, в частности, оно возникает в таком важном и популярном среди последующих философов и богословов сочинении, как Исагога Порфирия [10]. Философ написал Исагогу как пособие по аристотелевской логике для студентов платонической школы. Порфирий проясняет различное и общее между пятью предикабилиями, которые он называет «звучаниями», φωναί (род, вид, видовое отличие, собственный признак и привходящее) , — эти вопросы затрагивались и Аристотелем в Топике.
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

сошествие духа апостолов икона праздничного ряда иконостаса собора софии вел новгороде 1341 нгомз | борис константинович испрашивает свт дионисия его ученика прп евфимия роспись трапезной части вознесенского собора печерского мон-ря новгороде 2003 | алексий митр московский поставляет архим дионисия епископы роспись вознесенского собора печерского мон-ря новгороде 2003 | прп симеон новый богослов роспись казанской оптиной пуст 2004 мастер мон мария левестан | июня турецком городе измир состоялось первое богослужение для русскоязычных верующих московского патриархата |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Тема причастности Богу в святоотеческой традиции и у Никифора Григоры : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера