> Помогите ребёнку на реабилитацию <

ИОАСАФ

 001   002   003   004   005   006   007
В начало текстаВ конец текста
ИОАСАФ Гробница прп. Иоасафа Каменского в СпасоПреображенском соборе Спасо-Каменного мон-ря. Фрагмент житийной иконы. Нач. XVIII в. (Тотемский краеведческий музей) Гробница прп. Иоасафа Каменского в СпасоПреображенском соборе Спасо-Каменного мон-ря. Фрагмент житийной иконы. Нач. XVIII в. (Тотемский краеведческий музей) (Андрей Дмитриевич, кн. ; ранее 1436, с. Чирково на р. Кубене) ныне дер. Чирково Усть-Кубинского р-на Вологодской обл. (- 50-е гг. XV в.) ? ( , Спасо-Каменный мон-рь ) , прп. (пам. 10 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) , Каменский. В кратком летописце, известном по рукописи РНБ. Кир. -Бел. № 27 1104, 60-е гг. XVI в., сообщается, что мощи И. пострадали во время пожара в Спасо-Каменном мон-ре в 1476 г. Этот летописец, возможно в более раннем списке, лег в основу Сказания о Спасо-Каменном мон-ре, написанного, по всей видимости, вскоре после 1481-1482 гг. (составителем первоначального текста был старец)

Димитрия васильевича († ранее 13 июня 1436) и кнг. св. Марии, внуком ярославского кн. Василия Васильевича. В 12 лет андрей принял монашеский постриг в Спасо-Каменном в честь Преображения Господня монастыре на Кубенском оз. при игум. Кассиане (Кассиан возглавлял мон-рь с 1469, в 1479 игуменом обители уже был Лонгин - Строев. Списки иерархов. Стб. 742; по мнению О. Л. Новиковой и С. Н. Кистерёва, факт игуменства Кассиана не подтвержден надежно источниками) и был отдан под начало «старцу духовну».

Эти сведения из Сказания нуждаются в уточнениях. Кн. Андрей Заозерский упоминается в родословных книгах сер. XVI в., к-рые сообщают, что он был женат на дочери ярославского кн. Ивана Дмитриевича Дея и взял в приданое Кубену (РИИР. Вып. 2. С. 104) . Не позднее лета 1447 г., после победы над угличским кн.

Василий II Васильевич забрал Кубену себе (Зимин. 1991. С. 124) . Видимо, этим временем можно датировать уход кн. Андрея в мон-рь. Место пострига И. было определено тем обстоятельством, что в XIV-XV вв. ярославские князья выступали главными ктиторами Спасо-Каменного мон-ря. Кн. Димитрий Васильевич активно поддерживал иноков этой обители, основавших новые мон-ри на его землях. И. прожил в Спасо-Каменном мон-ре 5 лет и скончался. «положено бысть тело его во церкви древяной наверх земли. И лежало тело его во церкви до пожара много лет цело и невредимо». Больные «студеным недугом, трясавицею» получали у раки И. исцеление. 3 сент. 1476 г., когда все постройки Спасо-Каменного мон-ря были уничтожены пожаром, «тело блаженнаго старца Иоасафа... згорело же» (Святые подвижники и обители Рус. Севера. 2005. С. 42-43) .

Прп. Иоасаф Каменский. Икона. 1-я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Иоасаф Каменский. Икона. 1-я пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ) Сказание о Спасо-Каменном мон-ре послужило одним из главных источников Жития И., составленного в кон. XV - 1-й пол. XVI в. В наст. время известно 24 списка Жития XVII-XVIII вв. (перечень рукописей в кн. : Там же. С. 53 следует дополнить списками XVII в. : ГИМ. Син. № 797; ГИМ. Увар. № 122-8°, 257-8° и 759-4° и списком XVIII в. ГИМ. Муз. № 1510) . Житие И. компилятивно: вступление, Похвала святому и предсмертные молитвы И. восходят к Житию прп. Евфросина Псковского (а через посредство этого текста - к Житию прп. Дионисия Глушицкого) , рассказ о жизни И. в монастыре - к Житию прп. Макария Калязинского, начало рассказа о кончине святого списано с незначительными изменениями с Жития прп. Павла Обнорского.

Части текста, в к-рых сообщается об авторе Жития, восходят к Житиям прп. Стефана Махрищского и прп. Макария Калязинского. Во фрагменте, взятом из Жития прп. Макария, заменены слова, датирующие создание Жития: вместо «и се уже 64-му лету совершающеся по преставлении святаго» (РГБ. Ф. 304 I. № 692. Л. 478) читается «и се уже в лета 6985-му совершающуся, по преставлении святаго». Эта дата не может обозначать время создания Жития И., поскольку оно основано на значительно более поздних текстах. Вероятнее всего, дата связывает житие И. со Сказанием, в к-ром под 6985 (1476) г. помещен рассказ о пожаре в Спасо-Каменном мон-ре. Возможно, ориентируясь на агиографический цикл, посвященный прп. Макарию Калязинскому, автор Жития И. оставил в зашифрованном виде свое имя: ii или ii Попытка применить простую литорею дает варианты: ii или ii к-рые можно принять за зашифрованное с искажениями имя Максим. Однако следует признать, что либо шифровка содержит ошибки, либо применен более сложный вид литореи.

Работая над житием И., автор расспрашивал старцев обители и изучал записи Паисия (Ярославова) , к-рые «той собра от старых от многых книг после пожара Каменнаго монастыря».
 001   002   003   004   005   006   007
В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

преподобные дионисий амфилохий глушицкие | церковь дионисия глушицкого чирково | великий четверг | гелатское четвероевангелие | великий четверток |

Источник текста


Постоянная ссылка: ИОАСАФ
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера