> Помогите ребёнку на реабилитацию <

Киевское знамя, Православная Богословская энциклопедия или ...


В начало текстаВ конец текста
Киевское знамя Киевское знамя. Так назывались некогда линейные церковные ноты, появившиеся первоначально в Киеве и под именем „киевского знамени“ перешедшие в Великороссию и заменившие собою прежние крюки или безлинейные нотные знаки. Эта замена нотных знаков крюковых линейными произошла в период общих преобразований русского церковного пения в половине XVII в., когда русская церковь, ставши в близкие отношения с православными греко-славянскими церквами, вместе с напевами последних, приняла от них и новую линейную систему музыкальных знаков. Линейная система нотации во 2-й половине XVI в. уже была известна славянским землям, как доказывает псалтырь Иоанна Гуса, напечатанная линейными нотами. В конце того же века познакомилась с линейными нотами и южнорусская церковь. В первой половине XVII в. обучение церковному пению в школах православных юго-западных братств совершалось уже систематически по учебникам написанным киевским, т. -е. линейным знаменем, которое тогда хорошо было известно всей южной Руси – малой, белой и червонной. В великой России „киевское знамя“ стало известно около половины XVII в. Чрез южнорусских выходцев, принесших с собою и напевы и нотные книги и утвердилось в ней покровительством патр. Никона и царя Алексея Михайловича, особенно же в начале ХVIIІ в. покровительством ими. Петра I. Перемена нотации произошла не вдруг и не без борьбы между защитниками и противниками той и другой системы. И доселе суждение о сравнительном достоинстве этих систем нотации различно (см. стат.)

Ст. В. Смоленского в журнале „Прав. Собеседник» за 1887 г., стр. 242–243 (, а равно поныне крюковая нотация не вышла из употребления у приверженцев старины. Причиною перемены системы нотописания в самой южной России было не столько внешнее влияние, сколько, главным образом, удобство линейной нотописи для школьного обучения. Линейные ноты, представляя для обучающихся раздельнее и нагляднее, чем крюковые, две стихии пения – высоту и продолжительность звуков, а с другой стороны – имея гораздо меньшее количество знаков, содействовали скорейшему нотному обучению в школах и более быстрому усвоению и воспроизведению мелодий. Причиною перехода от безлинейных нот к линейным в Москве, а затем и в великой России, по замечанию прот. Д. В. Разумовского, послужили: 1) пример южнорусских певцов, явившихся в Москве с линейною системою; 2 (совершенство самой линейной системы в педагогическом отношении; 3) господство ее в хоре государевых певчих дьяков и подъяков; 4 (покровительство линейной нотописи патр. Никона и царя Алексея Михайловича и наконец, личный пример Петра I и других особ царствующего дома. Что касается теперь вопроса о том, откуда заимствовала южнорусская церковь линейную нотную систему, то на этот вопрос историки не дают точного ответа: одни говорят, что она пришла из западной Европы, хотя изображение нот ее совсем непохоже на изображение нот западноевропейских; другие говорят, что она есть чисто русское изобретение. Но вероятнее полагать, что линейная система перешла в южную Россию и собственно в Киев, как центр музыкальной образованности того времени, еще ранее в XVI в., в не вполне усовершенствованном виде из западной Европы, когда там развилась так называемая мензуральная) mensurabilis – измеримый (теория в виде точного измерения и обозначения длины и времени звука 35 и продолжая здесь разрабатываться, выделилась уже как самостоятельный продукт русской изобретательности. В настоящее время линейные церковные ноты, по форме своего начертания, в отличие от нот итальянских – круглых, называются квадратными и употребляются исключительно в церковно-богослужебных нотных книгах синодского издания.)

Д. В. Разумовский: Церковное пение в России; Теория и практика церковного пения. Музыкальный словарь Римана в переводе Юргенсона.

В начало текстаВ конец текста

Вам может быть интересно:

церковное пение | церковное право | временное высшее церковное управление юго-востоке россии | временное высшее церковное управление | высшее временное церковное управление сибири |

Источник текста


Постоянная ссылка: Киевское знамя, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том X - профессор Александр Павлович Лопухин
> Помогите ребёнку на реабилитацию <
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера