Язык морали и этики : Портал Богослов.Ru

  001   002   003  004 
В начало текстаВ конец текста
Муру, добро есть добро, то это значит, что термином «добро» отрицается всё, что не есть добро. В силу этого «трансцендирующего…значения отрицания» ( Франк С. Л. Сочинения. М., 1950. С. 517 ) становится возможным вслед за С. Л. Франком утверждать, что постижение смысла слова есть стремление рационализировать «трансрациональное» (Там же. С. 518) . «Рациональная мысль… действует как взрывчатое вещество. Древнейшие авторитеты теряют свою значимость» (Йегер В. Пайдейя. Т. I. ГЛК Ю. А. Шиталина. М., 2001. С. 198) . Критика Мура, поставившего под сомнение этические воззрения своих предшественников, «означала прежде всего падение престижа позитивистского утилитаризма» (Нарский И. С., Коновалова Л. В. Дж. Мур как философ и основоположник новейшей английской этики Дж. Мур. Принципы этики. М., 1984. С. 7) . В этом отношении «подобная критика была полезной» (Там же. С. 7) Однако понимая, что в его «умеренном» скептицизме «серьёзно пострадало и понимание ценностей, и истолкование фактов» (Там же. С. 8) , он в своей «Этике» (1912) «предпринял попытку проложить интуитивный мостик от теории к нормам, призванным регулировать взгляды и поступки людей, - мостик получился зыбкий, крайне ненадежный» (Там же. С. 8) . Мораль, основанная на интуиции, «не интеллектуальна и не чувствительна» (Юнг К. Г. Психологические типы. СПБ., 2001. С. 513-514) ; это особая мораль, имеющая своим основанием «верность своему созерцанию и добровольное подчинение его власти» (Там же. С. 514) . Конструктивный элемент в нравственной философии Мура оказался гораздо скромнее её критического деструктивного начала. С именем Дж. Мура связываются «революция» в истории новейшей этики и переоценка направленности философских интересов в английских университетах. «Взгляд на ценности как свойства самих вещей Мур называет натуралистическим заблуждением. Но, лишенные объективного аспекта, они становятся неуловимыми, попадая в пустоту, поскольку интуиционизм решительно выводит этику в иную плоскость, нежели наука» (Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1997. С. 481) . Вместе с тем «агностик» Мур отошел и от традиционной христианской западно-европейской этики, в которой воплощение идеи блага всегда связывалась с «актуализацией самого глубинного центра любого нравственного добра» (Гильденбранд Д. Этика. СПб., 2001. С. 438) . С целью коррекции метода логико-лингвистического анализа У. Стивенсон в книге «Этика и язык» (1944) предложил «прояснить смысл этических терминов «благо», «правильно», «справедливо», «должно» и т. п., а затем указать общие методы для проверки этических суждений» (Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб.. 1997. С. 481) . Стивенсон явился представителем второго фундаментального направления метаэтической рефлексии – эмотивизма. Метаэтика выяснила, что «этические термины – носители двойного смысла: дескриптивного и эмотивного» (Там же. С. 481) , что «моральные суждения принимают роль рекомендаций в плане одобрения или неодобрения…» (Там же. С. 481) .

Согласно дескриптивному ( от лат. describe – описываю, изображаю ) , т. е. когнитивистскому, ( от лат. cognitio – познание, узнавание ) методу, моральные термины и суждения описывает «добро само по себе» как некоторую метафизическую реальность. Во-вторых, они описывают нравственные качества людей и их поступков. В-третьих, они описывают особые состояния человеческой души, которые сами по себе не являются моральными, а выражают определенные стремления людей к достижению конкретных целей, например, комфорта, выгоды или общественной пользы (Максимов Л. В. Язык морали Этика. М., 2001. С. 604) . В понимании Мура, «этика-когнитивная, но вместе с тем и интуиционистская наука» (Канке В. А. Этика нравственности. М., 2003. С. 134) . Если добро есть неопределенное понятие, оно, вопреки его натуралистической интерпретации, названной Муром «натуралистической ошибкой», квалифицируется как метафизическая категория и является предметом рассмотрения с точки зрения интуиционизма. Но «интуиционизм не противостоит так называемому когнитивизму» (Там же. С. 134) , когнитивистскому, т. е. дескриптивному методу. В отличие от когнитивизма, сторонники антикогнитивистского подхода к проблеме языка морали полагают, что моральные слова и суждения ничего не описывают, а обладают либо эмотивным, либо прескриптивным, (от лат. рraescribo – предписываю, определяю) т. е. нормативным ( от лат. norma – норма, правило, образец ) значением. Согласно методологической установке антикогнитивистов, моральные суждения выражают либо специфическое нравственное чувство одобрения, когда обладают эмотивным значением, либо выражают характер универсальности и безусловной необходимости моральных предписаний, когда обладают прескриптивным, т. е. нормативным значением (Максимов Л. В. Язык морали Этика. М., 2001. С. 2001. С. 604) .

В истории английской нравственной философии эмотивизм ( от лат. emoveo – потрясаю, волную ) обязан своим появлением Альфреду Айеру ( 1910 - 1989 ) , автору книги «Язык, истина и логика» (1936) (Канке В. А. Этика ответственности. М., 2003. С. 138) . Айер доказывал, что этические суждения несводимы к утверждениям о фактах. Он критиковал «субъективистов», определявших этические ценности в терминах одобрения, и «утилитаристов», сводивших ценности к эмоциональным переживаниям восторга, счастья и радости (Там же. С. 138) . Согласно Айеру этические утверждения следует считать лишь выражением чувств, а не самими чувствами. Эмотивизм был очень популярен вплоть до середины ХХ века (Там же. С. 139) . Но и эмотивизм, как и интуиционизм, не смог избежать противоречий: эмотивизму не удалось выявить «отличительную характеристику морального дискурса» (Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1997. С. 482) . Недостатки эмотивизма пытался преодолеть Р. М. Хеар, доказывавший в своей работе «Язык морали» (1952) , что «нормы суть предписания» (Там же. С. 492) .

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом.

На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим. : Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Ваше имя Ваш город Ваш e-mail Зарегистрированным пользователям логин пароль запомните меня личный кабинет, регистрация Ваш комментарий Подписаться на рассылку комментариев к этой статье.
  001   002   003  004 
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

платона игумнова | платона любарского | церковь платона студийского подомо | платона малиновского | платона удовенко |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Язык морали и этики : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера