Академик Б.А.Тураев (1868-1920) в памяти прот. Н. Чукова. К 90-летию ...

  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017
В начало текстаВ конец текста
Слово при отпевании профессора-академика Бориса Александровича Тураева 26 июля 1920 г.

Прочее убо соблюдается мне венец правды, его же воздаст ми Господь в день он, Праведный Судия, не токмо же мне, но и всем возлюбившим явление Его. ( 2 Тимоф. 4. 7-8 ) Эти необыкновенно смелые слова сказал апостол Павел при конце своей жизни о себе и о всех христианах; и может быть не столько о себе, сколько о всех «возлюбивших явление Господне», в подвиге и с любовию готовящихся к нему. Поэтому не будет дерзновением применить эти слова и к почившему собрату нашему: «подвигом добрым подвизахся, течение скончав, веру соблюдох;... прочее убо соблюдается ему венец правды».

Почивший Борис Александрович действительно подвизался «подвигом добрым». Он избрал себе тесный путь подвижника науки и неуклонно шел по этому пути до гроба.

Он весь отдавался науке и в своей области достиг результатов громадных. Профессор-аскет, он подобно двум древним великим афинским ученикам, и здесь - дома, и заграницей, - всегда знал обыкновенно только две дороги - в храм науки и в Храм Божий. Подвижник-христианин, он на высоте знания глубже и глубже погружался в веру, и чем больших успехов он достигал, тем большею облекался силою смирения.

Когда неверие горделиво бросало свои вызывающие замечания и положения, основывающиеся будто бы на строгих выводах разума, он не стыдился исповедовать, что живет верой, и смело противопоставлял ее разуму, зная, что разум силен только до известных пределов, за которыми он должен склониться пред верой.

Так - верою - он прошел всю свою жизнь, и в конце ее запечатлел эту веру свою смиренным служением св. Церкви, облеченный в священный стихарь, в котором лежит во гробе... Самый исход его из жизни запечатлен знамениями веры - св. таинствами причащения и елеосвящения...

С таким настроением тяжело было переживать почившему последние годы. И мысль об уходе из этой жизни постоянно предносилась ему. «Желание имам разрешитися и со Христом быти», как бы так вместе с апостолом говорил он, и только смиренно покорялся воле Божией, до времени его державшей в этом мире. Зато в это последнее время он уже всецело ушел в область религиозную и весь жил Церковью, весь жил с Богом. Так почивший подвизаясь «подвигом добрым», «скончал свое течение, соблюл свою веру»...

Он жил Богом. И теперь для еще более полной жизни в Боге он взят от нас так рано - по человеческим расчетам, но очевидно - своевременно по судьбам Промысла Божия.

Он так стремился туда, что в болезни не раз порывался к Господу, говоря: «пустите, пустите... я иду служить»... И он ушел... Ушел к Господу, Которому верою служил всю свою жизнь в благочестии, честности и правде!... Блажен путь, в который ушла его чистая душа! Да приимет его Господь «во светлостях святых Своих! » Да «почиет же он от трудов своих, дела бо его идут в след его! » «прочее убо соблюдается ему в венец правды, его же воздаст Господь, Праведный Судия, всем возлюбшим явление Его! ». [4] 19 июля 1 августа 1920 г. Воскресенье.

Сегодня шестая годовщина ужасной войны, ввергшей в бедствия всю Европу, перевернувшая строй политический во многих государствах и перевертывающая социальный строй. Все выбиты из колеи и всем приходится строить жизнь по-новому...

Вчера был 9-й день по кончине Б. А. Тураева; служил в Андреевском соборе, а затем был с женой и Верочкой у Елены Филимоновны на обеде.

В понедельник было правление Общеприходского совещания, где о. Чепурин сообщил весь свой разговор с комиссаром юстиции, ознакомил с проектом устава нового и провел его. Совещание отпустило 15 тыс. на похороны Б. А. Тураева.

Вечером, в 7. 30, было у меня братство Софии. Собралось немного: Карсавин, Добиаш, Гревс, Франковский, Чепурин, Щербов, Андреев и я. В молитву я вложил прошение об отсутствующих братьях и об умерших. Читали 4 главу Мф. Толковали искушение Христа. От первого искушения хлебом перешли на социализм и вообще прогресс, о котором и беседовали довольно долго. Карсавин как будто отрицал его, или, во всяком случае, ставил под вопрос объединение прогресса внутреннего и внешнего. По предложению И. П. Щербова занимались затронутым в прошлый раз вопросом о вечности мучений и в частности о спасении диавола. Но, в общем, вышло топтание на месте.

Вчера скончался наш студент иеромонах Парфений. После своей лекции я служил в институте панихиду. Была у нас Е. Ф. Тураева, долго беседовала.
  001   002   003   004   005   006  007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

александром александровичем андреевым | сергеем александровичем | церковь имя мцц веры надежды любови матери софии подворье покрово-тервенического женского монастыря | часовня серафима саровского при соборе софии премудрости божией царском селе | праздничное богослужение день престольного праздника андреевском ставропигиальном мужском монастыре |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Академик Б.А.Тураев (1868-1920) в памяти прот. Н. Чукова. К 90-летию преставления : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера