Академик Б.А.Тураев (1868-1920) в памяти прот. Н. Чукова. К 90-летию ...

  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013  014   015   016   017
В начало текстаВ конец текста
в своих изданиях дает текст, сверенный по нескольким рукописям, и притом разного времени и состава, снабженный славянским переводом и указанием греческих оригиналов... не только предлагает литургисту надежный перевод, но также и материал для истории чинопоследований. Так, его издание эфиопского часослова вызвало рецензию и историко-литургический этюд проф. В. В. Болотова, установившего при помощи издания Б. А. факт перехода эфиопской церкви XIV в. от древнего часослова к более позднему, переведенному с коптской переработки православного часослова. Другая часть изданных Б. А. текстов относится к литургии, каковы эфиопские анафоры с именем св. Василия Великого и св. Григория, Просветителя Армении... третью группу изданных Б. А. богослужебных памятников составляют тексты эфиопских и коптских песнопений и туземного творчества и переводных с греческого или созданных под греческим влиянием... они ( данные тексты. - Л. А. ) сообщают интересные сведения о богослужебном языке в коптской церкви, подтверждая отмеченный другими учеными факт употребления в этой церкви греческого языка едва ли не до XII в... На Соборе, своими познаниями в области богослужения, которыми он превосходил даже и профессионалов практиков, и специалистов-ученых, Б. А. обратил на себя внимание членов богослужебного отдела и был избран в трехчленную комиссию для выработки доклада о богослужебных преобразованиях, легших в основу суждений отдела (На 8-м заседании Отдела 10 октября 1917 г. были заслушаны три доклада: профессора СПбДА И. А. Карабинова «О происхождении и истории богослужебного Устава», профессора КДА В. Д. Прилуцкого «О непорядках в современном богослужении» и Б. А. Тураева «Проект руководственных указаний для применения Церковного Устава к практике приходских храмов») ... основная мысль этого доклада ( Б. А. Тураева. - Л. А. ) - необходимость преобразования не самого устава, но выполнения богослужения: нужно упорядочить нашу богослужебную практику, уничтожить царящую в ней пестроту, прекратить произвол исполнителей богослужения, доходящий иногда до анархии, погоню за разного рода художественными и церемониальными эффектами, в ущерб содержанию богослужения, потворство людской лености. Типик в качестве богослужебной нормы должен быть оставлен в монастырях... соборные храмы должны приближаться к монастырской норме; для приходских храмов, т. к. они обслуживают рядовых мирян, занятых житейскими делами, уставная норма значительно облегчается за счет переменный частей богослужения, кафизм, стихир, канонов и т. п., например - отменяется повторение песнопений, полные кафизмы заменяются одним целым в рядовом их порядке и т. д., но зато устанавливается однообразный минимум таких частей для всех храмов, постоянные части богослужения сокращению не подлежат... Б. А. дает в своем докладе обширный проскрипционный список вошедших у нас в обычай типичных нарушений и искажений уставной нормы... ; проектирует возобновление давно оставленного и забытого у нас, кроме Великого поста, службы с «аллилуйя» и поклонами для 3-х других постов... (например, им, кажется предложено в Рождественский пост 1917 г. применить службу с «аллилуйя», поклонами и молитвою Ефрема Сирина) . В связи с этим же основным докладом Б. А. внес... несколько интересных предложений - об установлении праздника всем русским святым (это предложение было принято и Собором) ... Собор не был ученым конгрессом: нужды того времени побуждали членов Собора от вопросов о церковных реформах перейти к делу укрепления и спасения церкви, чтобы помочь гибнущему государству. И сам Б. А. был не только ученым, не только одним из редкостных членов Церкви, но также и одним из лучших сынов России. Развал великого государства, гибель культуры, духовная и особенно моральная дикость, проявившаяся при этом, действовали на его впечатлительную и идеалистическую душу особенно угнетающим образом. В сущности, его кончина есть только результат моральной агонии, начавшейся с 1917 г. ». [7] Б. А. Тураев - автор свыше 150 работ, охватывающих проблемы истории, истории религии и Церкви, археологии, искусства, филологии, источниковедения и историографии. Помимо основных избранных им дисциплин - египтологии и эфиопистики - Б. А. Тураев занимался также семитологией, ассириологией, шумерологией, коптологией, хеттологией, урартоведением и др. Он создал отечественную школу историков и филологов по Древнему Востоку и Эфиопии. В 1919 г. вместо старых факультетов историко-филологического и восточных языков в Петроградском университете был образован факультет общественных наук, на одном из отделений которого велось преподавание языков и истории народов Древнего Востока. Впервые в России была создана специальная кафедра египтологии, на которой преподавали академик Б. А. Тураев, приват-доценты И. М. Волков и В. В. Струве, Н. Д. Флиттнер. В университетском музее древностей работал ученик Тураева В. Ф. Гесс. Однако новую кафедру постигли тяжелые испытания: сначала скончался И. М. Волков, прот. Николай 21 декабря 1919 года отслужил у себя в университетской церкви по нему панихиду. Когда не стало Бориса Александровича, В. В. Струве возглавил кафедру в звании профессора, а на Н. Д.
  001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013  014   015   016   017
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

александром александровичем андреевым | сергеем александровичем | церковь имя мцц веры надежды любови матери софии подворье покрово-тервенического женского монастыря | часовня серафима саровского при соборе софии премудрости божией царском селе | праздничное богослужение день престольного праздника андреевском ставропигиальном мужском монастыре |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Академик Б.А.Тураев (1868-1920) в памяти прот. Н. Чукова. К 90-летию преставления : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера