О трех святых ректорах Киевской духовной академии и их канонизации ...

 001   002   003   004
В начало текстаВ конец текста
был установлен праздник — Собор святых Киевской духовной академии. В собор включены все выпускники и преподаватели Киевских духовных школ, канонизированные разными Поместными Церквами. В соответствии с этим возникла мысль начать поиски в архивах на предмет наличия свидетельства о почитании наших выпускников, дабы расширить список включенных в собор имен. И когда мы стали изучать материалы, оказалось, что максимально много сведений сохранилось о людях, которые жили ближе всего к нам по времени. В XIX веке на должности ректоров Киевской духовной академии было достаточно известных личностей, которые еще при жизни имели репутацию праведников среди своей паствы и подчиненных. Некоторые из них уже канонизированы, например святитель Иннокентий (Борисов) , архиепископ Херсонский. Думаю, что, может быть, Господь специально устроил так, чтобы внимание к подвигу этих святых выпало именно на не самое простое для нашей Церкви время.

Особое место до этого момента из не прославленных в лике святых занимал епископ Сильвестр (Малеванский) . Многие годы он был инспектором, а затем ректором духовной школы. О нём сохранилось немало воспоминаний современников, свидетельствующих о нем как о праведнике. Мы планируем в скором времени издать полный корпус воспоминаний современников о владыке Сильвестре (Малеванском) , который в обществе верующих снискал репутацию человека святой жизни. Все деньги, которые он получал как ректор Киевской духовной академии, и гонорары за свои публикации — например, за известный пятитомник «Опыт православного догматического богословия», принесший ему имя в научном мире, — владыка в день получения раздавал бедным. И так он поступал всю свою жизнь. Известно, что когда святитель Сильвестр умер, то после него осталось буквально несколько серебряных рублей на похороны и несколько облачений.

Многие люди знали об особом милосердии владыки и шли к нему просто вереницами. Есть много описаний современников о случаях, когда деньги уже заканчивались, а вереница еще тянулась, и владыка Сильвестр брал у кого-нибудь в долг, чтобы не отпустить людей ни с чем. Мы знаем, что, например, святителя Филарета Милостивого прославили за милосердие. И владыка Сильвестр этому подражал.

Есть два основных критерия для канонизации (конечно, их есть намного больше, но эти — особенно важные) — это святость веры и святость жизни.

Относительно святости веры: владыка Сильвестр получил имя в научном мире как известный догматист, и ряд известных исследователей (и XIX века, и современные) считали, что его произведения — это вершина догматической науки. И его «Опыт…» до сих пор — одно из непревзойденных произведений по объему написанного, изученного догматического материала. Вспоминая о святости жизни, мы обращаемся к свидетельствам современников епископа Сильвестра (Малеванского) , которые повествуют о нем как о большом молитвеннике. Уже будучи на покое, практически слепой архиерей никогда не пропускал молитвенного правила: в любую погоду он шел из келии в храм Киево-Братского Богоявленского монастыря, где, стоя перед иконой, читал ряд молитв, которые он знал наизусть.

Также известно, что с ним общались многие праведники того времени. Не знаю, насколько они считали его своим духовным отцом — как правило, такие вещи людьми святой жизни не проговариваются, а фиксируются чадами, — но, например, именно епископ Сильвестр (Малеванский) отпевал преподобного Иону Киевского. И многие известные праведники той эпохи ценили общение с владыкой Сильвестром. Почил он 80-летним старцем в 1908 году.

Тут нужно понять один важный момент. Есть такое условие для канонизации — почитание народа. Но это правило свободно реализуется тогда, когда есть непрерывная историческая традиция. В данном случае слом эпох привел к тому, что не просто люди забыли имя владыки — было стерто все, так или иначе связанное с ним и многими другими выдающимися церковными деятелями. Я убежден в том, что если бы не было революции, то через 5-10 лет однозначно возникло бы народное почитание. Есть много свидетельств, что киевляне благоговейно относились к владыке. Все, что было связано с Сильвестром (Малеванским) , уничтожено в 1930-е гг. Монастырь, где он проживал и служил, снесен. Кладбище, где он был погребен, снесено. Могила и мощи уничтожены… И к сожалению, каких-то материальных «точек опоры» для исследований и почитания нет.

Именно поэтому возобновление памяти об уничтоженных в ХХ веке храмах и монастырях — важная историческая задача для нашего народа и Церкви. Реконструкция памяти о них непременно связана с восстановлением в памяти народа имен тех подвижников, которые несли в этих местах свой подвиг. И Сильвестр (Малеванский) , безусловно, — самый яркий подвижник благочестия из живших в Киеве во второй половине ХIХ – начале ХХ вв.

 001   002   003   004
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

сильвестром малеванским | сильвестра малеванского | сильвестром гловацким | сильвестре косове | портрет сильвестра кулябки архиеп с.-петербургского худож антропов 1760 грм |

Источник текста


Постоянная ссылка: О трех святых ректорах Киевской духовной академии и их канонизации Интервью Патриархия.ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера