Дипломат меча и мира - "Вода живая". Журнал о православном Петербурге

  001  002 
В начало текстаВ конец текста
Междоусобицы усугублялись монголо-татарским давлением: у Руси уже не было сил на активные контакты с Западом. Утверждают, что князь Александр напрасно отказался от военной помощи пап, что у него была возможность при их поддержке поднять военное сопротивление Орде. Платой за такую помощь был переход Руси в католическую веру. Тут важно учитывать два момента. Во-первых, перед нашими глазами есть пример современника Александра — князя Даниила Галицкого, который принял католичество. Папы его предали. У пап была своя игра: они стремились втянуть Русь в конфликт с Ордой, чтобы ханы не пошли в Европу. Александр Невский, возможно, понимал, что русские земли не могут объединиться, чтобы реально противостоять военной мощи Орды, и поэтому предпочел с ней договариваться. Своих же сил у Северо-Восточной Руси было явно недостаточно. Русь была в ловушке между угрозой с Запада и давлением с Востока. Александр сделал выстраданный, внутренне нежеланный выбор в пользу Востока. Но это не было слепое подчинение: как видно из примера с русскими ратниками, которым позволили не служить в Орде, это была многогранная политика. Во-вторых, князь Александр действительно был глубоко верующим православным христианином. Отказ от веры был для него равносилен отказу от себя. Александр Невский твердо знал, что монголы веротерпимы и «восточный выбор» поможет отстоять веру. В исторической перспективе Александр отстоял и русские земли, и русский народ. — Некоторые утверждают, что именно князь Александр «позаимствовал» из Орды формы государственного и общественного устройства. — Это чрезвычайно сложный вопрос. Не будем забывать, что, начиная с Крещения, Русь находилась в тесной связи с Византией: усиление центростремительных, единовластных начал во внутренней политике — это не влияние Востока, а государственная имперская традиция. Хотя при Александре Невском самодержавия еще, конечно же, не было, но тенденцию заложил именно он. — Почему Орда сделала ставку на Александра? И почему ордынцы, как полагают некоторые, затем его отравили? — Я не думаю, что здесь был какой-то долговременный расчет. Завоеватели всегда желают установить на подвластных им территориях порядок. Им ни к чему бунты, которые все время нужно подавлять. Орда совершенно справедливо считала Русь подвластной территорией, хотя на Руси ордынцы вели себя мягче, чем при завоевании Китая или иранских территорий. Вскоре после похода Батыя в Орде начались сложности. Сил на то, чтобы «наводить порядок» на Руси, не было. Александр Невский был сильным правителем: он пользовался авторитетом, кроме того, у него была сила оружия и слава победителя немцев, и поэтому Орда сделала на него ставку.

Что касается отравления, то на этот счет существуют разные точки зрения. Есть даже версия, что отравление было спровоцировано новгородцами. Могли ли его отравить ордынцы? Конечно, могли, как они отравили его отца. Однако такое предположение не более чем версия.

Тевтонский орден — Представлял ли Тевтонский орден реальную угрозу для Руси? С какими целями крестоносцы шли сюда? Что планировали сделать на русских землях? — Тевтонский орден оказался в Прибалтике в начале XIII века. В этот период позиции крестоносцев на Святой Земле были не очень сильны. Поэтому папа Гонорий III и император Священной Римской империи Фридрих II Штауфен переместили тевтонских рыцарей в Восточную Европу, где те должны были заняться «нужным делом» — обращением язычников. Речь шла прежде всего о пруссах (история показала, что именно Пруссия впоследствии стала ядром Германии) . Стремясь на Русь, крестоносцы ставили перед собой те же задачи: обратить «язычников», а заодно и прихватить эти земли. Никаких реверансов в сторону православных они не намерены были делать. — Но ведь со времени разделения Церквей прошло не так много времени? — Первая половина XIII века отмечена вспышками еретических движений в католической Европе. Это знаменовало кризис Средневековья. По всей Европе горели костры, на которых сжигали еретиков. Врагами католичества и злостными еретиками считались и православные. Это зафиксировано в ряде папских посланий. Папы Иннокентий III, Григорий IX и Иннокентий IV считали православных христиан особо опасными. Ярче всего это проявилось во время IV крестового похода, когда крестоносцы разграбили Константинополь. Папы объявляли и локальные крестовые походы — например, против прибалтийских народов. Остановив натиск тевтонцев, Александр Невский, таким образом, выиграл не какую-то локальную битву, а поломал одно из центральных направлений всей европейской политики.

Три урока великого князя — Чему современная русская дипломатия может научиться у Александра? — Во-первых, многообразию форм дипломатической работы, тонкости ведения переговоров, способности идти на уступки при сохранении ядра своей позиции. Во-вторых, святой князь учит нас не концентрироваться в дипломатии только на одном направлении. Александра Невского можно назвать основоположником многовекторной внешней политики в русской традиции. Князь Александр позиционировал себя так: для Запада — дипломатия меча, для Востока — дипломатия мира. Это не значит, что не нужно строить мирные отношения с Западом. Это значит, что должно смотреть в обе стороны. Об этом почему-то забыли, стали ориентироваться исключительно на Западную Европу. Россия — огромная страна, она занимает пространства и в Европе, и в Азии. Восток сегодня бурно развивается: и Китай, и Индия, и Иран, и исламский мир. Поэтому, хотя я не сторонник евразийства, но считаю, что на отношения с широко понимаемым Востоком современным дипломатам нужно обратить самое серьезное внимание.

И, в третьих, дипломатия должна быть мудрой и дальновидной — все, что делал Александр Невский, проникнуто этой мудростью и прозорливостью. Это князь, который опередил свое время, который заложил своей деятельностью — а дипломатия один из ее аспектов — основы будущей победы над монголами, будущего мощного Российского государства.

Рождение утопии из духа любви В XVI веке английский философ Томас Мор написал книгу об идеальном государстве и назвал ее «Утопия». Томас Мор теперь — святой Католической Церкви, а утопией именуют все, что хоть чуть-чуть выходит за рамки обыденного. Если чего-то очень сложно добиться, если на пути к счастью много препятствий, если никто не верит в осуществимость плана, говорят: «Это утопия». Но, может быть, утопия рождается из самой способности человека мечтать и проектировать? Может быть, человек вне утопии и не человек вовсе? Об этом беседуем с известным философом Александром Секацким. 3413 просмотров 22 июня, пятница RSS лента материалов номера
  001  002 
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

древний киев границах кон нач «град владимира фрагмент макета мазюкевич 1968 национальный историко-культурный заповедник софия киевская | чудовище морях | явление пресв богородицы имп алексею роспись галереи киккского мон-ря художники братья морошан 1989 | иосиф моржаков | портал крепости сельджукского хана каратая кесарии каппадокийской 1235–1241 |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Дипломат меча и мира - Вода живая . Журнал о православном Петербурге
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера