Русская церковная эмиграция в Чехии : Портал Богослов.Ru

  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010 
В начало текстаВ конец текста
Например, 30 апреля 1926 года Совет старейшин Чехословацкой Церкви при храме святого Микулаша в Праге направил письмо русскому православному Приходскому совету, в котором указывалось, что православные богослужения в храме св. Николая имеет право совершать только русский епископ. Совет старейшин просил не позволять здесь служить ни архиепископу Савватию, ни епископу Горазду. «Эта ситуация продолжалась лишь до 1924 г., когда православных чехов возглавил епископ Горазд (Павлик) , и собор полностью перешел к русской общине».

О том, что собор никогда «полностью» к русской общине не переходил, сказано выше. Что касается епископа Горазда, то он был рукоположен в Белграде 25 сентября 1921 года. До 1924 года он входил в состав Чехословацкой Церкви и потому его статус (в юридическом отношении) был несколько неопределенным, так как Чехословацкая Церковь и Православная Церковь с точки зрения чехословацких властей являлись разными конфессиями. В июле 1924 года епископ Горазд вышел из состава Чехословацкой Церкви. Однако главой православной общины в Чехии в то время оставался еще архиепископ Савватий. Лишь 22 ноября 1925 года собрание общины избрало своим новым главой епископа Горазда. 22 декабря 1925 года результаты выборов были подтверждены государством. В феврале 1926 года делопроизводство и архив общины были изъяты у архиеп. Савватия и переданы еп. Горазду. Так что именно с этого времени (с начала 1926 года, а не с 1924) епископ Горазд «возглавил православных чехов». ( См. : Бурега В. Горазд ) Павлик (, священномученик, епископ Чешский и Моравско-Силезский Православная энциклопедия. Том XII. М., 2006. С. 88-92.) И именно после перехода власти в чешской православной общине в руки епископа Горазда Чехословацкая Церковь обратилась к русскому приходу с цитированным выше письмом (о недопущении в Никольский храм ни еп. Горазда, ни архиеп. Савватия) . «В начале 1920-х гг. в соборе появился профессиональный хор под руководством Ф. Ф. Никиташина».

Регентом хора в Праге в течение многих лет был Федор Федорович НИКИШИН. Временем своего основания хор считал 1924 год. Во всяком случае именно в 1934 году отмечалось десятилетие хора. Митрополит Евлогий направил тогда в адрес Ф. Никишина приветствие, а владыка Сергий преподнес регенту дирижерскую палочку. «Позднее Владыка Сергий создал и третью русскую церковь в Праге - домовый храм свт. Николая на Рузвельтовой улице». «…В устроенном летом 1945 г. по благословению Владыки Сергия домовом храме свт. Николая Чудотворца при Русском профессорском доме в районе Дейвиц (собор свт. Николая после ремонта новые власти передали Чехословацкой Гуситской Церкви) ».

Домовой храм на Рузвельтовой улице и храм при профессорском доме — это один и тот же храм. (Профессорский дом как раз и расположен на Рузвельтовой улице.) Я не располагаю точными сведениями о времени основания этого храма. В 1947 году, когда владыка Сергий впервые приехал в СССР, то в беседе с представителями Совета по делам Русской Православной Церкви он говорил, что открыл этот храм еще в 1925 году (ГАРФ, ф. 6991, оп. 1, д. 273, номер листа сейчас, к сожалению, указать не могу) . Однако в литературе создание этого храма обычно относят к 1945 году (См. : Русские храмы и обители в Европе. Авт. -сост. В. В. Антонов, А. В. Кобак. СПб., 2005. С. 305-306) . Надо полагать, что временная часовня в подвале профессорского дома существовала уже в 1925 году. Однако в 1945 году после «выселения» русского прихода из храма святого Микулаша вся утварь со Староместской площади была перенесена на Рузвельтову улицу. «В центре города для Владыки была снята большая квартира, так называемое Николаевское подворье».

Николаевское подворье — это не квартира владыки Сергия. Он снимал квартиру по адресу: улица Легерова, 74. А Николаевское подворье было открыто в 1932 году неподалеку от Никольского храма (в доме № 8 по Майсловой улице) . См: Kopřivová Anastasia. Ruská, ukrajinská a běloruská emigrace v Praze. Adresář. Praha, 1999. S. 18. «Долгое время епископ Сергий был единственным русским священнослужителем в Праге».

С мая 1923 по май 1925 года в русском приходе в Праге служил также протоиерей Сергий Булгаков, переехавший в Париж после открытия Свято-Сергиевского института. Именно после отъезда во Францию отца Сергия владыка Сергий остался в пражском русском приходе единственным священнослужителем. См. : Ответить Написать комментарий Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом.

На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим. : Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Ваше имя Ваш город Ваш e-mail Зарегистрированным пользователям логин пароль запомните меня личный кабинет, регистрация Ваш комментарий Подписаться на рассылку комментариев к этой статье.
  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010 
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

сщмч горазд павлик чешский моравско-силезский | церковь владимира равноапостольного чехове крестильная | равноапостольные кирилл мефодий икона 1848–1852 худож дорнер придел блгв александра невского исаакиевского собора с.-петербурге | горазда павлика | церковь луки архиепископа крымского при чеховской районной больнице временная |

Предыдущий текст

Источник текста


Постоянная ссылка: Русская церковная эмиграция в Чехии : Портал Богослов.Ru
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера