> Дело дня: Помогите ребёнку <

Двунадесятые праздники: история и особенности богослужения - ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста
Кондак праздника, глас 4 Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем Рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды рождает Богородицу и Питательницу жизни нашея. Величание Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим Рождество Твое.

История праздника Праздник в день Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в первые века ее существования. Святая равноапостольная Елена в начале IV века построила в Палестине храм в честь и память Рождества Богородицы, что косвенно свидетельствует о существовании данного праздника до этого времени. Другие свидетельства можно найти в творениях блаженного Иеронима, Епифания Кипрского, писаниях святителя Иоанна Златоуста и блаженного Августина. Святитель Андрей Критский в своем слове на день Рождества Пресвятой Богородицы раскрывает смысл этого торжества: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу».

На протяжении нескольких веков святыми песнотворцами в честь праздника были составлены многие вдохновенные песнопения: в V веке – Анатолием, архиепископом Константинопольским; в VI веке – Стефаном Святоградским; в VII веке – святителем Андреем Критским; в VIII веке – преподобным Иоанном Дамаскиным и патриархом Константинопольским Германом, в IX веке – Иосифом Студитом.

Событие праздника Людьми, удостоившимися произвести на свет будущую Богородицу, стали праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. До глубокой старости супруги были бездетны и терпели «поношения бесчадства» от своего народа. Дело в том, что в еврейском народе бесчадие рассматривалось как Божие отвержение, наказание за недостойную, греховную жизнь. Ведь отсутствие детей исключало саму возможность быть причастным к рождению обетованного Мессии – Христа.

Но вера праведных Иоакима и Анны была безмерной, и они не теряли надежды на милость Божию, на возможность рождения ребенка даже в старости, как это случилось с Авраамом, отцом верующих, и его супругой Саррой. Поэтому святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу дарованное Им дитя, то есть отдать его для служения в храм. В один из великих праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву, но она не была принята первосвященником, обвинившим Иоакима в недостоинстве, ввиду его бесчадия.

Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню, туда, где пастухи пасли его стадо. Святая Анна, узнав об этом, горько плакала, но не переставала усиленно молиться, призывая в этом отчаянном положении милосердие Божие на себя и мужа. И только тогда Господь исполнил их прошение. Для того чтобы родить этого благословеннейшего ребенка, это средоточие чистоты и святости, святые супруги должны были достичь преклонного возраста и все эти годы готовить себя добродетельной жизнью к этому важнейшему для человечества событию. Слова радостной вести Иоакиму и Анне принес Архангел Гавриил: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, «от всех родов предызбранная в жилище всех Царя и Зиждителя Христа Бога».

Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, «вместив Невместимого» в своей пречистой утробе, оказавшейся «ширше небес». День ее Рождества – день всемирной радости. В этот день исполнились пророчества и чаяния – родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова, Господа нашего Иисуса Христа.

Особенности богослужения праздника Особенности великой вечерни После малого входа читаются три паремии.

1. 28-я глава книги Бытия, стихи с 10-го по 17-й. В этой паремии говорится о лествице (лестнице) , которую видел во сне Патриарх Иаков. По толкованиям, это видение прообразовало Пресвятую Деву, через Которую сошел на землю и соединился с человеческим естеством Сын Божий.

2. 44-я глава книги пророка Иезекииля, стихи со 2-го по 4-й. В этой паремии говорится об увиденных пророком Иезекиилем затворенных вратах, через которые никто и никогда не проходил. В видении пророк получает откровение, что через эти врата пройдет Господь Бог Израилев, но они останутся затворенными. По толкованиям, это пророчество обозначает то, что Дева Мария была девственна до Рождества Христова и осталась девственной после Рождества.

Рождество Пресвятой Богородицы 3. 9-я глава Притч Соломоновых, стихи с 1-го по 11-й. В этой паремии, начинающейся словами «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь», под словом «Премудрость» подразумевается Сам Господь Иисус Христос, который «созда себе дом» – Пречистую Деву Марию, от Которой Он воплотился и родился.

Три раза во время всенощного бдения поется тропарь праздника: 1 ( на благословении хлебов на литии; 2 ) по пении «Бог Господь»; 3 (в конце утрени.)

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

  • Вам может быть интересно:

    фрагмент калофонической стихиры мануила хрисанфа терпяще настоящая доблественне 2-го плагального 6-го гласа рукописям vlatadon fol 246v 1551 поздняя стадия средневизант нотации sepulcri 731 fol 96v 1-я пол xix экзегезис хартофилакса хурмузия | стихиры господи воззвах | литии стиховные стихиры | начало стихиры волсви персидстии распева архим исаии лукошкова список 2-й четв xvii ргб 210 201 | лицо кулизма большая первой евангельской стихиры большого распева тайнозамкненная запись гим епарх 184 229 кон нач xvi развод дробным знаменем гим син певч 135 272 кон xvii |

    Источник текста


    Постоянная ссылка: Двунадесятые праздники: история и особенности богослужения - Справочник православного человека
    ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера