ИСПАНИЯ. III • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха ...

  042   043   044   045   046   047   048   049   050   051   052   053   054   055   056   057  058   059   060   061   062
В начало текстаВ конец текста
Так, гимн на слова Фомы Аквинского «Sacris solemniis» (Со священными торжествами) , к-рый исполнялся на популярный в И. праздник Тела Христова во время торжественных процессий через весь город, традиционно распевали на испан. напев (modo hispano) . К мелодии этого гимна как к источнику для своих сочинений часто обращались испан. композиторы (см. пример 1) .

Испан. вариант напева др. гимна на праздник Тела Христова, «Pange lingua» (Воспойте, уста) , получил название «de Urreda», предположительно потому, что 1-я известная его гармонизация принадлежала капельмейстеру кор. Фердинанда V Арагонского Хуану де Урреде (работал в И. с 1476) . Считается, что мелодия этого гимна относится к традиции испано-мосарабского пения (см. пример 2) .

Помимо традиц. церковных песнопений (ординария и проприя мессы, псалмов, гимнов и др.) в И. этого времени развивались и паралитургические жанры. В частности, на рубеже XVI и XVII вв. достиг расцвета жанр мотета, что проявилось в творчестве Алонсо де Техады ( 1540-1628 ) , Себастьяна Лопеса де Веласко ( 1584-1659 ) , Диего де Понтака ( 1603-1654 ) .

Традиция исполнения в испан. католич. церквах музыки, написанной не на лат. тексты, восходит к XV в., когда по инициативе архиеп. Гранады и духовника кор. Изабеллы Кастильской Эрнандо де Талаверы лат. респонсории стали заменять вильянсико ( испан. villancico - деревенский ) - песенным жанром народного происхождения. Особую популярность вильянсико приобрели в XVII в., когда большинство этих произведений стали создаваться на духовные темы. Несмотря на острую критику и официальный запрет Рима, вильянсико «прижились» в И., хотя их употребление было позднее дозволено лишь на праздники Рождества Христова, Тела Христова (во время шествия) , а также на престольные праздники и в дни почитаемых в городе святых. Форма и фактура этих песнопений чрезвычайно просты - многохорные композиции и полифонические техники остались привилегией произведений на латинские тексты. Вильянсико, состоящие, как правило, из строфических разделов (coplas) и рефренов (estribillos) , могут быть написаны a capella или с сопровождением арфы или органа, виолона или гитары, хиримии (деревянный духовой инструмент, аналог шалмея) и бахонсильо, позднее также скрипок, гобоя и кларина (труба высокой тесситуры) . В числе авторов вильянсико этого периода - Хуан Баутиста Комес ( ок. 1582-1643 ) , Хуан Идальго ( 1614-1685 ) , Жоан Сереролс ( 1618-1676 ) , Мигель Гомес Камарго ( 1618-1690 ) , Кристобаль Галан ( ок. 1625-1684 ) , Мигель де Ирисар ( 1635-1684 ) , Томас Мисьесес ( 1624-1677 ) , Хосе де Вакедано ( 1642-1711 ) , Матиас Хуан де Веана ( 1656-1707 ) .

Среди инструментальной церковной музыки И. выделяется органная (менестрели играли переложения хорового репертуара) . Помимо того что орган участвовал в исполнении традиционных католических песнопений, существовали специфически органные жанры. В частности, очень важным в И. было умение играть глосы, т. е. виртуозно варьировать заданную тему, напр. расцвечивать витиеватыми мелодиями фобурдоны (испан. fabordon) - аккордовые 4-голосные гармонизации напевов.

Название одного из жанров инструментальной, в т. ч. органной, музыки - тьенто (tiento, от tentar - нащупывать, пытаться) , согласно одной из гипотез, связано с тем, что он выполнял функцию прелюдии и в нем «нащупывался» лад следующего за ним произведения. По форме это аналог итал. полифонического ричеркара, имитационная пьеса, за редкими исключениями 4-голосная, состоящая из 1 или неск. секций. До сих пор нет единого мнения о том, в какой мере этот жанр использовался на богослужении, однако большинство его признаков - непременное указание церковного лада, в к-ром написано сочинение, связь (тематическая и образная) с вокальной церковной полифонией, тропирование и др., характерных, напр., для произведений придворного композитора Антонио де Кабесона († 1566) , позволяют отнести тьенто к духовной музыке.

В XVII в. появились тьенто для солирующего баса (de bajo) или солирующего сопрано (de tiple) , что также вписывается в общее русло перехода к гомофонным формам. Гармонические эксперименты (впрочем, не столь радикальные, как в Италии) ставились в тьенто де фальсас (tiento de [notas] falsas - тьенто с «неправильными», т. е. не входящими в звукоряд указанного лада, нотами) - аналоге итал. пьес на возношение Св. Даров (elevatio) .

Др. жанр органной музыки - баталья (batalla - произведение, изображающее битву) - связан еще с одной чертой испан. католицизма - сильнейшей тенденцией к театрализации обрядовой стороны (отсюда же и любовь к грандиозным религ. процессиям) . Неслучайно в диспозицию испан. органа со 2-й пол. XVII в. входят громкие, горизонтально расположенные язычковые регистры, имитирующие звучание военных труб и как нельзя лучше подходящие для исполнения баталий.
  042   043   044   045   046   047   048   049   050   051   052   053   054   055   056   057  058   059   060   061   062
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

испания iii |

Источник текста


Постоянная ссылка: ИСПАНИЯ. III • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера