ИСПАНИЯ. III • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха ...

  036   037   038   039   040   041   042   043   044   045  046   047   048   049   050   051   052   053   054   055   056
В начало текстаВ конец текста
Уникальная находка в мировой живописи - через отражения и взгляды (принцессы - на родителей и на зрителя, Веласкеса - на августейшую чету и зрителей, самих монархов из отражения в зеркале - на всю сцену и на зрителя, придворных дам-менин - на принцессу, церемониймейстера из глубины картины - на всю сцену) художник смоделировал картину-мироздание, в к-рой реальная написанная картина «Менины» и одновременно еще не созданная (холст, повернутый к нам оборотной стороной и еще не оконченный или даже только начатый) будто готова вместить в себя ровно столько моделей, сколько зрителей ей предстоит.

Отношение к религ. живописи и к живописи на античный сюжет у Веласкеса фактически одинаковое - он равнодушен к символическим толкованиям, к аллегоричности, для его образов-документов жизни не нужны комментарии и толкования, они сами свидетельство и тем глубже и тоньше любых аллегорий. Лишь в чисто исторической теме - «Сдаче Бреды», входившей в большой цикл картин на тему побед испан. оружия для дворца Буэн-Ретиро ( 1634-1635, Прадо, Мадрид ) , - Веласкес приблизился к символу, раскрытому через рифмовки антиномий (поникшие штандарты голландцев и стройные ряды копий испанцев, растерянность побежденных и великодушие победивших) .

Живопись Веласкеса, как и живопись Эль Греко, не могла создать школы: если в случае толедского мастера - из-за оригинальности его манеры, то в случае Веласкеса - из-за недосягаемого и совершенного качества его творчества. Продолжателями Веласкеса стали его ученик, муж его дочери и наследник должности при дворе Хуан Баутиста Мартинес дель Масо, работавший как талантливый эпигон манеры Веласкеса и копиист картин известных мастеров (в «Менинах» Веласкеса на стенах изображены копии кисти Масо с картин Рубенса) («Семья художника» по мотивам «Менин», 1664-1665, Музей истории искусств, Вена) , и бывший слуга художника мулат Хуан де Пареха. К кругу мадридской школы времени Веласкеса относится последователь «натуралистических» принципов в оправе барочного стиля Антонио Переда-и-Сальгадо, писавший аллегорические натюрморты (лучшая часть его наследия; «Аллегория», или «Жизнь есть сон», Музей Академии Сан-Фернандо, Мадрид) , а также религ. и исторические полотна («Взятие Генуи маркизом де Санта-Крус», 1634, Прадо, Мадрид) .

La Sagrada Forma. 1685–1690 гг. Худож. Клаудио Коэльо (сакристия капитула, Эскориал) После 60-х гг. XVII в. живопись Мадрида становилась более интернациональной, чем собственно испанской, - это был путь к фламандцам и Рубенсу, к венецианцам, к барочной сценографии, к универсальному европ. стилю. В этот период доминируют церковные заказы. Характерно появление такой фигуры как Франсиско Риччи, ученик Висенте Кардуччо, мастер декоративной плафонной живописи (роспись ц. Сан-Антонио-де-лос-Португесес) ныне Сан-Антонио-де-лос-Алеманес (в Мадриде, совместно с Мирандой, 1665-1668) в барочном рим. вкусе (ее появление связывают с недолгой работой в Мадриде итал. фрескистов Колонны и Мителли) . Итогом этого пути, завершившегося с последними Габсбургами, стало появление ( 1692-1702 ) при дворе последних Габсбургов приглашенного из Италии Луки Джордано («Поклонение Св. Троице» - иллюзионистическая фреска плафона Императорской лестницы, ок. 1695) , мастера высококлассного и эффектного, но поверхностного стиля и эклектичной манеры (работы в Королевском Алькасаре, во дворце Буэн-Ретиро в Мадриде, «Триумфы Церкви», «Генеалогия и земная жизнь Девы Марии» в Эскориале, работы в кафедральном соборе в Толедо) .

Место главного портретиста после Веласкеса и Масо при мадридском дворе кор. Карлоса II заняли Клаудио Коэльо и Хуан Карреньо де Миранда, получившие трудную задачу - адаптировать манеру и иконографию Веласкеса к задачам Нового времени. Манера письма у Миранды - легкая, непринужденная, светская. Известным в Мадриде Миранда стал в 1650 г. До поступления на королевскую службу он работал преимущественно в жанре религ. живописи. Благодаря Веласкесу ему поручили написание фресок в Зале зеркал во дворце в Алькасаре (1659) . В 1669 г. после Масо он назначен живописцем дворца, в 1671 г. - живописцем короля и сенешалем; за это же время им выполнено большое количество работ в Мадриде (роспись ц. Сан-Антонио-де-лос-Португесес, совместно с Франсиско Риччи, 1665-1668) и в Толедо («Кающаяся Мария Магдалина», 1654, Музей Академии Сан-Фернандо, Мадрид; «Св. Себастьян», 1656, Прадо, Мадрид; «Св. Амвросий, раздающий милостыню», Лувр, Париж) . Ему принадлежит заслуга превращения манеры Веласкеса в род портретной живописи, в которой эффектный аристократизм не уничтожает характера, изысканность позы и костюма не губит выразительности жеста, поверхностная характеристика не лишает лицо значительности. В отличие от Веласкеса у Миранды сцены диалогичны, модели больше открыты миру тонких эмоций - в целом его концепция портрета близка к концепции, созданной Рубенсом и Антонисом ван Дейком («Портрет герцога Пастраны», 1666-1670, Прадо, Мадрид) , но нек-рые (и одни из лучших) сделаны целиком в веласкесовской манере («Портрет короля Карлоса II мальчиком», 1673, Гос. музеи Берлина, Картинная галерея) . Из многочисленных учеников мастера выделяются: Матео Сересо, Хуан де Кабесалеро, Хосе Хименес Доносо, Франсиско Игнасио Руис де ла Иглесия, Хосе де Ледесма, Бартоломе Висенте и Луис де Сотомайор.

Мадридский мастер Клаудио Коэльо был одним из значительных портретистов в И. в посл. трети XVII в. до появления Гойи. По окончании учения у Риччи Младшего Коэльо написал для ц.
  036   037   038   039   040   041   042   043   044   045  046   047   048   049   050   051   052   053   054   055   056
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

испания iii |

Источник текста


Постоянная ссылка: ИСПАНИЯ. III • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера