ИСПАНИЯ. III • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха ...

  022   023   024   025   026   027   028   029   030   031  032   033   034   035   036   037   038   039   040   041   042
В начало текстаВ конец текста
Работа являлась центральной частью алтаря ц. Сан-Мигель в Тоусе (пров. Валенсия) и была написана по заказу городского наместника Антонио Хуана. Согласно валенсийской традиции, изображение помещено на золотом фоне с тиснением и графленым фризом. Фигура арх. Михаила по контрасту с фоном написана объемно, в нидерланд. манере, темперными и масляными красками. Приемы, использованные Бермехо, те же, что и в алтаре Ханса Мемлинга «Страшный Суд» (1466-1473, Национальный музей, Гданьск, Польша) : применение желтого пигмента для передачи металлического блеска доспехов; воинский нагрудник превращен в выпуклое зеркало. Данью готической традиции можно назвать удлиненные пропорции и изящный S-образный изгиб фигуры. В 1474 г. Бермехо переехал в городок Дарока (совр. пров. Сарагоса) , где получил заказ на создание главного ретабло для ц. Санто-Доминго. Сохранилась только центральная доска «Доминик Силосский» (Прадо, Мадрид) . В этом произведении мастер словно собрал наиболее специфические и уникальные черты испано-фламанд. стиля. Доминик Силосский изображен в епископских одеждах, он восседает на троне в виде пышного готического сооружения, обрамляющего фигуру и украшенного аллегорическими фигурами добродетелей. Мастер изменил свой стиль в сторону большей репрезентативности и декоративности: фон, трон и одежды написаны золотом; кроме того, одежды украшены сложным орнаментом. Но в моделировке лица при передаче фактуры парчи, складок одежды мастер использует тончайшие тональные переходы, которые может дать только масляная живопись. Подобная иконографическая схема была предложена Жакомартом и Решаком в боковой части «Ретабло св. Анны» в изображении св. Августина. Но в работе Жакомарта и Решака образ святого был обезличен, тогда как у Бермехо он индивидуализирован, а черты лица вылеплены с помощью тонких светотеневых переходов. Использование золота и иератичная плоскостность образа, в чем, несомненно, можно видеть черты более консервативной, чем в Валенсии, арагонской живописи, определяют доминирование готизирующего начала в этой работе.

Мадонна Монсерратская. Центральная часть триптиха. Ок. 1481 г. Худож. Бартоломе де Карденас (Бермехо) (зал капитула в соборе в Аккуи-Терме, обл. Пьемонт, Италия) Если работа «Доминик Силосский» стала эталоном для художников и художественных школ, сам Бермехо в последующих произведениях стремился к преодолению условности пространства и застылости фигур. Изображения св. Екатерины Сиенской и св. Онуфрия на пределле из Музея коллегиальной церкви в Дароке (ок. 1476) представлены на фоне воздушного пейзажа, исполненного с необычайной легкостью и по своей сути скорее итальянского, чем нидерландского. Подобный «импрессионистический» пейзаж, написанный в приглушенных тонах и очень широким мазком, встречаем в триптихе «Богоматерь Монсерратская» (ок. 1481, собор в Аккуи-Терме, обл. Пьемонт, Италия) . В центральной части на фоне пейзажа изображена восседающая на троне Мадонна с Младенцем. Скалистые горки пейзажа залиты мягким светом, в центре открывается вид на долину и море; желтая песчаная дорога от двери капеллы с изящными башенками и 8-гранным киворием, как и архитектура города, заимствована из произведений Рогира ван дер Вейдена (см. триптих «Распятие», ок. 1440, Музей истории искусств, Вена) и может служить доказательством поездки Бермехо в Нидерланды. Более низкого уровня исполнения изображения на боковых створках (сцены из жизни Девы Марии и св. Себастьяна и Франциска) остаются в русле традиц. валенсийского стиля, их связывают с кистью др. мастера (возможно, Родерика дОсоны) . Триптих был вывезен в Италию и оказал влияние в основном на творчество художников туринской школы.

Окончательный переход к искусству Возрождения знаменует собой алтарный образ «Оплакивание» (1490, Музей собора, Барселона) , заказанный Бермехо каноником собора Луисом Деспла. Алтарь не имеет створок и представляет собой единую, не разделенную на компартименты композицию. Пейзаж здесь не просто служит фоном, фигуры размещены внутри его. На 1-м плане изображена Дева Мария, сидящая на земле и обнимающая тело Христа, распростертое у нее на коленях. По сторонам написаны коленопреклоненные св. Иероним и Луис Деспла. Фигуры Девы Марии и Христа исполнены в готизирующей традиции, напоминая скульптурные образы «Оплакивания». Эмоциональности и трагизму центральной сцены противопоставлено состояние глубокой духовной отрешенности св. Иеронима и донатора, изменяющее общее настроение произведения. Их лица лишены геральдической условности, присущей фигурам донаторов в средневек. произведениях. Образ каноника Луиса Деспла является первым ренессансным портретом в И., он вносит в картину ощущение жизненной правдивости. Св. Иероним тоже наделен яркими индивидуальными чертами. Пейзаж являет синтетическую картину мира: линии далекого горизонта, облака и тучи, плывущие по небу, зеленые долины, пустынные холмы и скалистые горы, города, замки и церкви. Используя все живописные приемы нидерланд. живописи, Бермехо изображает природу таинственной и драматичной, за реализмом и точностью деталей скрываются символы и иносказания. Это придает произведению образную многозначность, не знакомую испан. искусству до Бермехо.

Явление Иисуса Христа Богоматери. Фрагмент «Полиптиха Изабеллы Кастильской». 1500–1504 гг. Худож. Хуан де Фландес (Государственные музеи, Берлин) В посл. трети XV в.
  022   023   024   025   026   027   028   029   030   031  032   033   034   035   036   037   038   039   040   041   042
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

испания iii |

Источник текста


Постоянная ссылка: ИСПАНИЯ. III • Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, мобильная версия
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера