Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 5, Раздел 2 - ...

  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019
В начало текстаВ конец текста
Он использовал в качестве [долговой] хартии наше многострастное тело, показывая, сколь большую сумму мы должны, и требуя ее уплаты 352. Столь великий долг не мог уплатить ни один человек; только Бог мог искупить людей и уничтожить грех. А когда Он пришел спасти падшее творение Свое, то должен был и пострадать. Поэтому Еммануил, будучи Богом, стал человеком. Тем, чем Он был, Он спас, а тем, чем стал, пострадал (καὶ ᾧ μὲν ἦ ν ἔσωσεν, ᾧ δὲ γέγονεν, ἔπαθεν) . Однако при этом Он остался Тем же Самым: Тот же Самый и в лоне Отца, и во чреве Девы.

В заключение святитель воспевает таинство Богочеловечества так: «Вижу чудеса и возглашаю о Божестве; зрю страдания и не отрицаю человечества. Еммануил отверз двери естества как человек – и не расторг законы девства как Бог; Он изошел из утробы так же, как вошел через слух... Бесстрастно вошел и неизъяснимо вышел». Таково вкратце содержание этой проповеди, стяжавшей св. Проклу известность во всем христианском мире. Эта известность в первую очередь определяется тем, что в рассматриваемой гомилии Константинопольский святитель ясно выразил ту Божественную истину о Святой Деве Богородице, которая «составлена из двух истин: одна – то, что Святая Дева есть Приснодева (Ἀειπαρθένος) , а вторая – то, что Святая Дева есть Богородица (Θεοτόκος) . Обе эти истины вытекают из единого Божественного источника – из Святого Откровения. И та и другая суть Божественная действительность в границах человеческого мира» 353. Примечательно, что в названной гомилии святой автор активно использует образный язык и, в частности, образ ткацкого станка 354. Подобный образный язык, с использованием доступных для понимания многих слушателей бесед св. Прокла земных реалий, позволял им вникать в суть довольно сложных богословских проблем 355. Поэтому не случайно, что «эта беседа Прокла вызвала единодушное рукоплескание слушателей и осталась знаменитой в древности как самое ясное и точное выражение догмата Воплощения, какое только мы имеем» 356. Вторая гомилия св. Прокла носит название «О Вочеловечении Господа и о [семи] чашицах [пророка Захарии]» (CPG 5801) 357. Она является на самом деле симбиозом двух отдельных сочинений: первое (гл. 1–8) представляет собой небольшой и искусно написанный христологический трактат, а второе (гл. 9–12) есть краткое толкование одного места из «Книги пророка Захарии» (4, 1–6) . Первое произведение начинается с поэтического восхваления Псалтири: по словам автора, «прекрасна лира псалмов и богодухновенна кифара Духа». Псалмопение – спасительно, усыпляя своей мелодией страсти, оно отсекает уныние (ἀθνμία) , исторгает корни печалей, удаляет житейские попечения, пробуждает благочестие, пустыни делает городами 358 и города оцеломудривает (τὰς πόλεις σωφρονίζει) , сплачивает монастыри и т. д. Можно отметить, что в этой похвале Псалтири у св. Прокла, написанной явно под влиянием аналогичной похвалы св.

Василия Великого 359, звучит и догматический мотив: псалмопение провозглашает Сына «Сопрестольником» (σύνθρονον) Отца, а не считает Единосущного за «служителя» (λειτουργόν) Своего Отца. Этот догматический мотив далее начинает звучать уже лейтмотивом: Псалтирь посрамляет еретиков и, в частности, Ария, Евномия, Македония и Нестория – эту запряженную четверкой лошадей «колесницу диавола». Псалмопение прославляет Бога Слова как Творца, Который вся премудростью сотворил ( Пс. 103, 24 ) . Хотя Слово есть Бог, но Оно явилось на земле посредством Девы. Рождение (τόκος) по человечеству не умалило Его и родовые муки не изменили нетварного естества, но зрак раба ( Флп. 2, 7 ) дал внешний вид (έσχμάτισεν) Творцу, и мир (космос) вместил в себя Невместимого, Который воплотился (τὸν ἀ χώρητον σαρκωθέντα) . В лице человека Господь одарил Свое творение языком (γλῶτταν ἐχαρίσατο) , несмотря на то что создал человека неизъяснимо. Впрочем, можно сказать, что, хотя рождение Адама было связано с усилием, но такое усилие (утруждение – κάματος) не набросило тень на это рождение. Исходя из высказывания святого апостола Павла об Адаме как образе (τύπος) будущего ( Рим. 5, 14 ) , Константинопольский предстоятель считает Адама «образом Владыки Христа по плоти». В то же время он стремится подчеркнуть кардинальное различие «образа» и «архетипа»: первый Адам, будучи рабом, есть начало смертного естества [человеческого], а Христос, как второй Адам, есть начало жизни, не имеющей конца; Адам – создан по образу, а Господь – нетварный Образ (εἰκ ὼ ν ἄκτιστος) и т. д. Наконец, св. Прокл касается и того вопроса, почему Бог погрузил Адама в сон при творении Евы. Согласно святителю, можно назвать две причины этого. Первая та, что погруженный в сон Адам не чувствовал боли – иначе бы ощущение боли могло вызвать в нем ненависть к жене.
  001   002   003   004   005   006   007   008   009  010   011   012   013   014   015   016   017   018   019
В начало текстаВ конец текста

Сто пятьдесят три рыбы


       В этой книге исследуется научным методом число сто пятьдесят три, которое было применено Иисусом Христом к ловле ста пятидесяти трёх больших рыб Апостолами. Каждое Слово Иисуса Христа не может быть бессмысленным и ни о чём, а, равно как и улов по Его Слову.

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

раздел |

Источник текста


Постоянная ссылка: Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 5, Раздел 2 - читать, скачать - профессор Алексей Иванович Сидоров
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера