Источник текста

Митрополит Иларион: Бог пришел в этот мир, чтобы спасти каждого из нас | Русская Православная Церковь


Затем владыка обратился к молившимся в храме со словом проповеди: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем чтении Евангелия от Луки мы слышали о том, как Господь Иисус Христос воскресил умершего сына вдовы, которого уже несли хоронить. Эту погребальную процессию Господь встретил на Своем пути. Когда же чудо произошло, люди стали говорить: «Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лк. 7. 16) .

Почему они так говорили? Потому что все знали о чудесах древних пророков: пророк Илия воскресил умершего сына вдовицы, пророк Елисей тоже совершил подобное чудо – воскресил умершего мальчика. Эти два чуда двух древних пророков сохранялись в Священном Писании и Священном Предании израильского народа, но за последние несколько веков до пришествия Спасителя подобных чудес в израильском народе не происходило. И поэтому, когда это чудо произошло на глазах множества людей, то, прежде всего, вспомнили древних пророков Илию и Елисея, и об Иисусе заговорили как о великом пророке.

Мы помним другой эпизод из Евангелия, когда Сын Божий спросил Своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? » (Мф. 16. 13) . На что ученики ответили: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» (Мф. 16. 14) . Иными словами, люди видели в Иисусе пророка, и Его пророческое служение подтверждалось Его чудесами. И когда Господь пришел в город самарянский и начал беседовать с женщиной самарянкой, та, увидев, что Он все о ней знает, сказала Ему: «Господи! вижу, что Ты пророк» (Ин. 4. 19) .

Но Господь Иисус Христос был больше чем пророк. Он не был одним из пророков наряду с Моисеем, Илией, Елисеем, Исаией, Иеремией и другими ветхозаветными пророкам. Он был Тем, о Ком они предрекали и пророчествовали, и были Его предтечами. Он был обетованным Мессией, Который был послан не только к народу израильскому, но и ко всему миру, ко всему человечеству. Но люди – те, кто слышал Иисуса, и те, кто видел Его чудеса – не осознавали этого. И только после того, как Господь Иисус Христос воскрес из мертвых, сами апостолы, а вслед за ними и тысячи обращенных ими к вере людей, уверовали в то, что Христос был не просто пророком, но Сыном Божиим, Богом Воплотившимся и Спасителем не только израильского народа, но и всего мира.

Это осознание происходило постепенно. И только после Воскресения Спасителя в полной мере была явлена Его Божественная сила и Его Божественная сущность. Но таинственным образом ученики уже при жизни Сына Божия начали осознавать, что перед ними не просто пророк. И на вопрос Иисуса: «За кого почитаете Меня? » (Мф. 16. 15) , апостол Петр от лица всех учеников, еще сомневавшихся и колебавшихся, ответил: «Ты – Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16. 16) .

Между пророком и Воплотившимся Сыном Божиим колоссальная разница. Пророк – это человек, призванный Богом на свое служение, человек, которому Бог может дать силу предсказывать будущее, совершать чудеса, а также даровать ему и другие способности. Но Единородный Сын Божий, сущий в недре Отчем (Ин. 1. 18) – это Сам Бог, Который пришел в этот мир спасти каждого из нас и открыть всем людям — через Свое учение и чудеса — путь к Царству Небесному.

С тех пор, как жил на земле Господь Иисус Христос, прошло две тысячи лет, но сила Его Евангелия и сила Его присутствия в Церкви, которую Он основал, ничуть не умалилась и не оскудела. Господь и сейчас совершает чудеса и учит нас тому, что Он услышал от Отца и передал нам, чтобы мы всегда знали волю Божию и знали, какими Бог хочет видеть нас.

Три воскрешения, которые описаны на страницах Евангелия, – воскрешение девочки, воскрешение сына вдовы Наинской, о котором мы сегодня слышали, и воскрешение Лазаря – свидетельствуют о том, что Бог есть Господь жизни и смерти, и что ключи от жизни и смерти и от Царствия Божия Он вручил Своему Божественному Сыну. И именно Сын Божий есть тот путь и истина и жизнь (Ин. 14. 6) , по которому нам заповедано идти к Богу.

Есть другие религии, которые тоже почитают Иисуса Христа – но как пророка, а не как Сына Божия. Мы же, христиане, говорим, что Господь Иисус Христос был истинным Сыном Божиим, и именно в этом заключается вся сердцевина нашей веры. Мы исповедуем Христа Богом Воплотившимся и свидетельствуем, что Сын Божий после того, как воскрес и вознесся на небо, продолжает оставаться среди нас. Его присутствие мы ощущаем всякий раз, когда приходим в храм на Литургию, когда причащаемся Святых Христовых Таин, когда открываем двери своего сердца, чтобы Он вошел и вселился в него, и для каждого из нас открыл двери Своего Небесного Царства.

Будем всегда молиться Господу Иисусу Христу как Единородному Сыну Божию, не просто как пророку или как учителю нравственности, а как Тому, Кто пришел на землю, чтобы нас спасти. Будем просить Его, чтобы Он научал нас истинам Своей веры; чтобы мы, принимая внутрь Святые Христовы Тайны – Божественное Тело и Честную Кровь Спасителя – приобщались к жизни вечной. Будем просить Его Пречистую Матерь, Пресвятую Богородицу, Чья чудотворная икона присутствует в нашем святом храме, чтобы Она помогла нам познать тайны Царствия Божия, которые Господь открыл в Евангелии всему миру, но которые каждый из нас должен открыть и воплотить в своей жизни. Аминь.


Источник текста


Ссылки на другие источники в источнике:

Митрополит Иларион: Бог пришел в этот мир, чтобы спасти каждого из нас | Русская Православная ... | (Russian) В праздник в честь Казанской иконы Божией и Матери и День народного единства в Дамаске ... | (Russian) В праздник в честь Казанской иконы Божией и Матери и День народного единства в Дамаске ... |
Митрополит Иларион: Самое большое благо, самое ...
... будем причастниками того Небесного Царствия, которое не только обещано нам после смерти, но уже здесь, на земле, пришло в силе и являет себя во всей жизни Церкви, во всех ее Таинствах, священнодействиях и обрядах, во всех ее богослужебных текстах и песнопениях и даже во внешнем облике каждого храма, который строится и украшается внутри таким образом, чтобы напоминать нам об ином мире, чтобы иконы и фрески были для нас окнами в Царствие Божие, в котором Божественная реальность открывается человеческому взору. Будем готовиться к празднику Рождества Христова, помня о той любви, ради которой Бог пришел в этот мир. Будем готовить себя к встрече родившегося Христа, храня в памяти, что Христос пришел в этот мир не для абстрактных человеческих масс, а чтобы спасти каждого из нас. Будем просить Господа, чтобы праздник Рождества Христова стал для нас праздником встречи с Господом, чтобы мы ощутили присутствие Бога здесь и теперь среди нас, в нашем человеческом сообществе, чтобы мы ощутили, что Бог близок к нам, чтобы мы вышли ему навстречу, по словам святителя Григория Богослова, которые мы слышим часто в эти предрождественские дни и услышим на рождественском богослужении: «Христос ... Посмотреть другие результаты по теме ...

Постоянная ссылка: Митрополит Иларион: Бог пришел в этот мир, чтобы спасти каждого из нас | Русская Православная Церковь
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"