Жизнь и учение св Григория Богослова, Глава 5 - читать, скачать - ...

  001   002   003   004   005  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста
1104 «Вся философия, - говорит он, - разделяется на две части - созерцание и деятельность... Созерцание является для нас средством достижения иного мира, а при помощи деятельности мы восходим к созерцанию, ибо невозможно достичь мудрости, не живя мудро». 1105 Именно таким истинным философом, христианским мудрецом, преуспевшим в созерцании и деятельности, был в глазах Григория Афанасий Александрийский. Для Григория священство и епископство представлялись разновидностями деятельной жизни, тогда как монашество относилось к области созерцания. Как мы помним, сам Григорий долгое время раздумывал о том, какой образ жизни предпочесть, и отказывался от священства именно потому, что считал его несовместимым со стремлением к уединению. В лице Афанасия он видит монаха, который, однако, не ставил телесное удаление от мира и другие аскетические подвиги на первое место: монашество есть прежде всего внутреннее расположение и как таковое оно может сочетаться с активной деятельностью священника и епископа. Описывая жизнь Афанасия среди отшельников египетской пустыни, Григорий говорит: Великий Афанасий, как для всех других был посредником и примирителем.., так примиряет пустынножительство с общежитием, показав, что и священство является философией 1106 и философия нуждается в тайноводстве. Ибо он сумел в такой степени сочетать одно с другим и сводить воедино безмолвную деятельность и деятельное безмолвие (kai praxin hēsyxion kai hēsyxian emprakton) , что убедил считать характерной чертой монашества скорее постоянство в образе жизни, 1107 чем телесное удаление от мира... 1108 В Афанасии, кроме того, сочетается верность православной догматической традиции с высокой личной нравственностью: «его образ жизни служит правилом для епископов, а его догматы - закон для православия». 1109 В Восточной Церкви никогда не было споров о том, что́ важнее - вера или нравственность. Между словами апостола Павла о том, что «человек оправдывается... только верою, а не делами закона» ( Гал. 2: 16 ) , и словами апостола Иакова «вера без дел мертва» ( Иак. 2: 26 ) не видели противоречия: вера и дела воспринимались как две неотъемлемые части христианского образа жизни, точно так же как созерцание и деятельность - неотъемлемые части истинной философии.

Григорий умело пользуется традиционным для риторики приемом сопоставления положительного героя с отрицательными, на фоне которых его достоинства становятся еще более очевидными. Афанасий, как утверждает Григорий, не имел ни одного из недостатков, свойственных епископам его времени, которых Григорий резко критикует. 1110 Портрет Афанасия, написанный Григорием, есть ничто иное, как словесная икона: ... Он был высок делами, но смирен сердцем; в добродетели никому не доступен, в обращении же весьма доступен; кроток, несклонен к гневу, сострадателен; приятен в слове, еще приятнее нравом; ангелоподобен наружностью, еще более ангелоподобен сердцем; когда налагал взыскание, оставался спокоен, когда хвалил ( кого-либо ) , был назидателен. Притом ни одного из этих (качеств) он не портил неумеренностью (ametria) , но и выговоры делал он по-отечески и хвалил как подобает начальнику; и мягкость не была у него слабостью, и строгость не была жестокостью; напротив, первая была снисходительностью, а вторая - благоразумием, обе же вместе - философией. Он нуждался лишь в немногих словах, потому что достаточно было самой жизни его для назидания; еще реже нужен был жезл, так как достаточно было слова; и еще реже нужно было сечь, так как достаточно было жезла, ударяющего умеренно. 1111 Напротив, идейные противники Афанасия в описании Григория приобретают вполне карикатурный облик. Арий, например, характеризуется как «соименник безумия, который понес справедливое возмездие за необузданность языка, и умер в нечистом месте.., и расселось (чрево его) , как у Иуды ( Ср. Деян. 1: 18 ) , за равное с ним предательство Слова». 1112 Юлиан Отступник, по словам Григория, «вознеистовствовал против Христа и извергнул из себя василиска нечестия, которого с давних пор носил в себе». 1113 Однако больше всех достается Георгию Каппадокийцу, который, согласно Григорию, не обладал ни одним из свойств, характерных для положительных героев - ни благородным происхождением, ни образованностью, ни приятной внешностью, ни благочестием: (Это было) какое-то каппадокийское чудище..,
  001   002   003   004   005  006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

мученики пасикрат валентин | богоматерь фрагмент композиции благовещение мозаика санта-мария дель аммиральо марторана палермо 1143-1148 | церковь имя пресв богородицы одигитрия афендико мон-ря вронтохион 1310–1322 | свт григорий богослов миниатюра гомилий 1136-1155 sinait 339 fol | юлиана отступника |

Источник текста


Постоянная ссылка: Жизнь и учение св Григория Богослова, Глава 5 - читать, скачать - митрополит Иларион (Алфеев)
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера