Дневник. 1881, Дневник. Год 1881 - читать, скачать - архимандрит ... |
вышла в Иерусалиме замуж, Мария в 1886 г. переселилась в греческий Екатерининский монастырь, а Марфа Бавыкина, «старица Марфа, – как величал ее Антонин, – alter ego великой Марьи Николаевны, вожатка поклонниц, игнорировавшая нашу бедную Миссию», умерла 8 августа 1884. См. дневник за 1884 г. 211 Сестры Апостолиди, духовные чада о. Антонина, регулярно навещавшие его по утрам. 212 Иеромонах Кирилл, из Лавры Саввы Освященного. 213 Греч. ‘некий пиит’. 214 Капустина Мария Григорьевна (урожд. Варлакова; 25. 01. 1794–10. 03. 1876) – мать архимандрита Антонина, дочь священника. 215 Св. Синод в 1884 г. направил Иерусалимскому Патриарху 16 тыс. руб. для строительства церквей в Заиорданье, в т. ч. Кераке и Мадабе (ныне территория Иордании) . Церковь св. Гергия Победоносца, при строительстве которой была открыта знаменитая Мадабская мозаическая карта Ближнего Востока (датируется 560–565 гг.) , была освящена лишь в 1896 г. 216 Иерусалимское консульство отправляло почту с курьером в Яффу каждый понедельник в 4 часа дня. К этому сроку о. Антонин спешил подготовить очередную порцию своей официальной и личной переписки. 217 Австрийский пароход из Яффы в Хайфу (Кайфу) отправлялся раз в неделю. 218 Франгья (Franghias, Франгия) Георгий – архитектор, родом из левантийских греков, учившийся во Франции и назначенный по возвращении городским архитектором Иерусалима, автор проектов Сергиевского и Александровского подворий, руководитель строительства церкви Марии Магдалины (по проекту Д. И. Гримма) . Разработанные им в 1892 г. проекты реконструкции и надстройки Елизаветинского и Мариинского подворий на Русских Постройках не были осуществлены. Позже работал в Константинополе. Действительный пожизненный член ППО с 1887 г. Другое обозначение в дневнике: «Аршитект», Франгьяс. 219 Архангельский (или Михайловский) монастырь находится в центре Иерусалима близ Храма Гроба Господня. Монастырь основан сербским королем Стефаном Милутиным в 1303 г. специально для паломников-славян. В середине XIX в. монастырский храм был отремонтирован и приведен в порядок в связи с тем, что по благословению Патриарха Иерусалимского Кирилла II в обители была размещена Русская Духовная Миссия во главе с архимандритом (впоследствии епископом) Порфирием (Успенским) . С правой стороны церкви существует небольшой придел во имя святого Иоанна Златоуста, устроенный, по преданию, на средства русского царя Иоанна Грозного, в память убитого им царевича Иоанна. 220 Свечник РДМ, ведавший наличием в храме вина для Евхаристии и масла для елеосвящения. 221 Оде Салех – бетжальский мастер. 222 Стулья с анатомически подогнанными сиденьями и спинками, с вращением, подстройкой по росту и легким перемещением (на колесиках) . 223 Араб. ‘сотрудничающая’. В оригинале слово написано по-арабски и выделено киноварью. 224 Возможно, имеется в виду журнал «Illustrierte Zeitung», который о. Антонин выписывал с 1845 по 1893 гг. (Мышцын В. Н. Опись книг. Л. 294–295) . 225 Жители города Карак в Заиорданье (см. выше примеч. 215) . 226 Елагин Николай Васильевич (1817–1891) – духовный писатель, цензор (1848) , чиновник особых поручений при Главном управлении цензуры (1857) . Известен книгами публицистического характера: «Дух и заслуги монашества для церкви и государства» ( СПб., 1874 ) и «Белое духовенство и его интересы» ( СПб., 1881 ) , им изданными, но принадлежащими перу анонимного автора, с воззрениями которого Елагин объявил себя вполне солидарным. Под своим именем Елагин опубликовал: «Жизнь княгини А. Орловой-Чесменской» ( СПб., 1853 ) ; «Очерк жизни князя П. А. Ширинского-Шихматова» ( СПб., 1855 ) ; «Письма о христианской жизни» ( СПб., 1858 ) ; «Чего надо желать для нашей Церкви? » ( Вып. 1–2. СПб., 1882, 1885 ) и др. 227 О. Антонин мечтал построить храм Святой Троицы у Дуба Мамврийского в Хевроне. Храм был построен лишь к 1914 г. архимандритом Леонидом (Сенцовым) . Освящен в 1925 г. 228 Бывший учитель, торговец в Дженине. 229 Халеби Евангели ( по-арабски Башар, откуда Пчаро ) Егорович, брат Я. Е. Халеби. – О первом знакомстве с ним о. Антонин записал в дневнике под 19 июня 1866: «Провожатым ( по Яффе. – Н. Л., Р. Б. ) было на сей раз “Благовещенье”, т. е. меньший из братьев Якубовых, весьма похожий на “Николку” и тоже болтающий уже кое-что по-русски» (автор обыгрывает имя своего нового знакомца: Греч. ????????????? ‘Благовещение’) . 230 Имеется в виду журнал Немецкого Палестинского общества, членом которого состоял Антонин. Он получал журнал «Zeitschrift des deutschen Palastina-Vereins» (ZDPV) с 1878 по 1891 гг. ( Мышцын В. Н. Опись книг. Л. 238, 284 ) . В данном случае речь идет о работе: Klaiber. Davidstadt und die Akra innerhalb des alten Jerusalem Zeitschrift des Deutschen Palastina-Vereins. 1881. B. 4. S. 189–213. 231 Гур-Назарьянц Василий Стефанович – садовник на русском участке в Горнем. 232 Соликамский корреспондент о. Антонина – Рязанцев Александр Васильевич (? –1889) , купец, почетный мировой судья. |