Дневник. 1881, Дневник. Год 1881 - читать, скачать - архимандрит ... |
на свои средства создал Вениаминовское подворье в Иерусалиме, переданное в 1891 г. Императорскому Православному Палестинскому Обществу. 170 Речь идет о судьбе православных арабов в Заиорданье, где, за нехваткой православных храмов, население особенно остро ощущало влияние униатской пропаганды. Православный храм в Мадабе был построен на русские деньги. Именно при его строительстве в развалинах византийской базилики была обнаружена на полу мозаика V-VI вв. со знаменитой Мадабской картой святых мест Иерусалима и Палестины. 171 Консульский агент в Хайфе. См. выше примеч. 28. 172 Очевидно, речь идет о юридическом оформлении приобретенного о. Антонином в 1879 г. участка в Тивериаде («Дом над сводами») . Тивериада (совр. Тверия) относилась к ведению Хайфского вице-консульства. 173 Имеется в виду свадьба Америсы Апостолиди. 174 1 турецкая лира соответствовала 23 франкам. 175 Греч. «О, люди Божии! ». 176 Часы известной швейцарской фирмы. 177 По церковному календарю 20 января совершается празднование преп. Евфимию Великому. Евфимиевский монастырь упомянут уже в хождениях Василия Позднякова и Трифона Коробейникова (XVI в.) . См. : Хожение купца Трифона Коробейникова по святым местам Востока Записки русских путешественников XVI-XVII вв. М., 1988. С. 48. Его называют в числе женских монастырей А. Н. Муравьев (Письма с Востока. Ч. 2. М., 2005. С. 168) и монах Серапион, посетивший Иерусалим в 1830 г. (Румановская Е. Н. Два путешествия в Иерусалим: в 1830–1831 и 1861 годах. М., 2006. С. 59, 92–93) . 178 Сапухина Вера Ивановна («Лера Ивановна») – паломница из России. Регулярно приезжала в Иерусалим в 1870–1880-е гг. В июне 1884 г. завещала РДМ 1000 руб. 179 Проблема «русского архиерея» достаточно остро стояла в отношениях Русской и Иерусалимской Церквей с сер. XIX в. Были случаи, когда Иерусалимский Патриарх посылал в Россию для настоятельства в Иерусалимском подворье в Москве начальника в архиерейском сане (напр., назначение в Россию архиепископа Фаворского Иерофея; 1833–1838) , или, напротив, Св. Синод назначал в Иерусалим начальником РДМ епископа (преосв. Кирилл) Наумов (; 1858–1864) . В конце XIX – нач. XX в. вновь поднимался вопрос о повышении статуса начальника РДМ, но сопротивление Греческой Патриархии препятствовало осуществлению этих планов. Греческое духовенство пыталось время от времени использовать того или иного популярного среди русских паломников иерарха для создания вокруг него ореола особой близости к России для активного сбора пожертвований. Новопосвященный архиепископ Иорданский Епифаний, совершая архиерейскую службу с расширенным использованием церковно-славянских возгласов и молитв, явно брал на себя, для привлечения русских богомольцев, функции «русского архиерея». 180 Бутов – благотворитель из России, письма с денежными вложениями от которого дважды упоминаются в дневнике за 1881 г. 181 Апостолиди-Костанда Евфимий Константинович (1868) ? (1925) – младший брат Софии, учившийся на средства о. Антонина в России. Учился в гимназии в г. Ананьев, окончил курс в Петербурге. Закончил Московскую Духовную Академию (1892) . Был однокурсником митрополитов священномученика Петра (Полянского) и Евлогия (Георгиевского) . Позже – ревизор Государственного Контроля Российской Империи. После революции вернулся в Иерусалим, где, сохраняя верность России и Московской Патриаршей Церкви, активно боролся за сохранение имущества РДМ и Палестинского Общества, вызывая резко негативное отношение со стороны представителей Карловацкого Архиерейского синода. В 1921–1925 гг. был директором русской эмигрантской гимназии в Афинах. Сохранив близкие отношения с владыкой Евлогием, помогал ему организовать переписку со Святейшим Патриархом Тихоном. Покончил с собой (Жалнина-Василькиоти И., Русская школа в Афинах в 1921–1935 г. и проблемы образования русской эмиграции Труды Первого российско-греческого форума «История российско-греческих отношений и перспективы их развития в XXI веке») Афины, 8–9 октября 2008 г. ( . М. ; Афины, 2008. С. 194 ) . Другие обозначения в дневнике – «Внучек», «Гимназист грешный», «Гимназист из дворников», «Ефимчик», «Чиновник V класса». 182 Цсл. ‘родственница’. Видимо, имеется в виду София Апостолиди, см. выше примеч. 29. 183 Астериади, зять Йозефа Кригера (см. ниже) , драгомана иерусалимского губернатора Реуфа-паши. 184 Греч. ‘все попы’. 185 Кукша – паломник, схимонах Киево-Печерской Лавры. 186 Гостиница для лиц духовного звания, размещавшаяся в здании РДМ. 187 Иеромонах Анания (Анания Сорокадневный) – один из возобновителей древнего монастыря на Горе Искушения (греч. ‘Сарантарион’, рус. ‘Сорокадневная’) близ Иерихона. 188 Имеется в виду Путятин Евфимий Васильевич (1804–1883) – граф, адмирал, дипломат, покровитель Русской Палестины. Член-учредитель ППО (1882) . 189 В период Русско-турецкой войны 1877–78 гг. русские учреждения в Иерусалиме (консульство, РДМ, паломнические подворья) были закрыты, а персонал эвакуирован, что привело к существенному материальному ущербу. 190 Сарден Г. С. См. выше примеч. 33. 191 Смирнова (Змирова) Мария Гавриловна († 25. 09. 1881) . Приехала в Иерусалим из Петербурга. Упоминается в дневнике с 1866 г. Выполняла различные хозяйственные поручения Антонина. |