Митрополичья власть в средневековой Руси (XIV век) - читать, скачать

  001   002   003   004   005   006   007   008  009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста


К сожалению, до нас не дошли письма русских митрополитов, великих и удельных князей в Византию: в архиве зачастую фиксировались лишь послания главы церкви. Работа по реконструкции утерянных документов по упоминаниям в грамотах патриарха и в соборных определениях была проведена во французском издании регистров (подробное изложение содержания документов) константинопольского патриархата 80. По этой публикации мы можем судить о степени интенсивности переписки главы византийской церкви с русским митрополитом.

Для выяснения юридически зафиксированных прав и обязанностей митрополитов в работе привлекаются апостольские правила и каноны Вселенских соборов IV-VIII веков. Специфический же статус русской митрополии в составе константинопольского патриархата отражен в толкованиях византийских иерархов XII века: Аристина, Зонары и Вальсамона 81. В определении правового поля митрополита значительную роль играет еще такой источник, как Номоканон патриарха Фотия 82. В нем была сделана попытка разграничить сферы церковной и светской юрисдикции, и он в какой-то степени являлся аналогом при составлении законов в Древней Руси.

Важным источником являются «Записи о поставле-нии русских епископов... », найденные В. Регелем и описанные В. Г. Василевским 83, и «Опись имущества митрополита XIV века», найденная В. Н. Бенеше-вичем 84. В. Г. Василевский 85 и М. Д. Приселков 86, проанализировавшие эти́находки, пришли к выводу, что оба документа принадлежат канцелярии митрополита Феогноста и относятся к его поездкам на Волынь. А Б. Л. Фонкич с помощью палеографического анализа подтвердил связь между источниками 87. Данные документы могут помочь в освещении канонической деятельности русского митрополита, в частности дают представление о порядке поставления в XIV веке епископов.

Сведения о политической обстановке и положении церкви в Малой Руси дают и польские источники. Самым интересным из них является хроника подкан-цлера короля Казимира Великого Яна из Чарнкова 88, тем более что начальная часть хроники – периода с 1340 по 1370 год – сохранилась практически в первоначальном виде. Хотя сам автор находился далеко от Малой Руси, он, по занимаемому положению, несомненно, должен был владеть немалой информацией. Правда, хроника писалась с позиции официальных польских кругов и не лишена тенденциозности. Так, неудачу польского войска в походе на Малую Русь в 1340 году Ян объясняет исключительно помощью русским со стороны татар, совершенно игнорируя сопротивление местного православного населения.

Кроме хроники Яна наиболее приближенными к исследуемым событиям источниками являются польские ежегодники (рочники или анналы) 89, которые велись при монастырях. Несмотря на то, что большинство их сообщений носило местный характер, они иногда включали сведения и о других землях, в частности о Малой Руси. Это ежегодники конца XIV начала XV века: Малопольский и Траски 90. Немалое значение для изучения истории Малой Руси XIV века имеет труд польского историка второй половины XV века Яна Длугоша 91. Он представляет интерес, прежде всего, тем, что автор пользовался не дошедшими до нас источниками 92. Например, исходя именно из этих источников, Ян Длугош подробно описывает борьбу православной и католической церкви в Польше и Литве.

Из обзора источников по русской истории XIV века видно, что дошедшие до нас документы, к сожалению, дают лишь фрагментарное представление о жизни и деятельности митрополитов. Порой на протяжении целых десятилетий о русских иерархах в летописях не содержится никаких сведений. Это, конечно, вовсе не означает, что в тот отрезок времени они не участвовали в политической жизни Руси. Если взять важнейший для заявленной темы источник – летописи, то вряд ли в поле зрения летописца попадали все значимые факты. Набор их представляется довольно случайным: летописец мог быть не в курсе всего происходящего, а доступные ему известия отбирал, учитывая политическую конъюнктуру. Здесь, несомненно, играл роль и сам митрополит, который являлся лицом особым, каноническим, о нем не. все и не всегда было удобно писать.

Другой важнейший тип источников – это патриаршие и императорские грамоты. Как было показано выше, их лаконичность и тенденциозность в освещении некоторых событий не дают возможности достаточно полно эти события реконструировать.

Однако, несмотря на обозначенные трудности, исследование всего корпуса дошедших до нас источников, изучение их на, длительном отрезке времени, сравнительный их анализ на основе достижений современного источниковедения делает возможной попытку воссоздания картины истории русской церкви и митрополичьей власти в XIV веке.

Часть I. РУССКИЕ МИТРОПОЛИТЫ В КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ ПАТРИАРХИИ Суд и право русского митрополита Принятие Русью православия из рук Византии определило организационное оформление ее территории. Патриарх и император дали новообращенной земле статус митрополии в составе константинопольской патриархии с центром в Киеве и стоящим во главе ее митрополитом Киевским и всея Руси. Тем самым изначально русский митрополит подчинялся церковным канонам, выработанным византийским законодательством.
  001   002   003   004   005   006   007   008  009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В начало текстаВ конец текста

Просим Вас оказать помощь в прохождении лечения и реабилитации ребенку-инвалиду с детства.


       Девочка родилась в срок, головку не держала, есть сама не могла. Не поползла, не села, не пошла, не говорит. Отставание в развитии колоссальное. Требуется систематическая реабилитация у разных врачей (эпилептолог, ортопед, невролог, дефектолог, логопед, ЛФК и др). Кроме того, необходимы средства на комплексные реабилитации, которые стоят весьма не дёшево.

Целенаправленно помочь ребёнку можно здесь

Вам может быть интересно:

поставление свт константина митрополита киевского патриархом константинопольским константином миниатюра лицевого летописного свода 70-е xvi рнб f.iv.233 104 | поставление кирилла епископа ростовского миниатюра лицевого летописного свода 70-е xvi рнб f.iv.233 775 | вел димитрия иоанновича осыпают монетами после поставления великое княжение миниатюра лицевого летописного свода 70-е xvi рнб 232 564 | поставление кирилла митрополитом киевским миниатюра лицевого летописного свода 70-е xvi рнб f.iv.233 894 | поставление иоасафа скрипицына митрополитом московским всея руси миниатюра лицевого летописного свода 70-е xvi гим син 149 173 |

Источник текста


Постоянная ссылка: Митрополичья власть в средневековой Руси (XIV век) - читать, скачать
Поддержи нас
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера